"Гетеросексуальность - это
не норма, просто она более
распространена"Дерек Джармен
За 20 лет своей профессиональной карьеры Дерек Джармен - один из наиболее известных английских режиссеров и самый известный гомосексуальный продюсер нашего времени - создал целый ряд работ, которые отличает его собственное "концентрированное" видение жизни, основанное на его твердых взглядах на политику, секс и искусство. В середине 80-х годов он заболел СПИДом, но несмотря на это, он продолжал развивать эти темы, его поздние фильмы исследуют гомосексуальность и политический радикализм с еще большим рвением. Не стесняясь и не скрывая своей гомосексуальности, с первой картины Джармен был путеводной звездой "нетрадиционно ориентрированной" актерской игры и смелым новатором, созадющим положительный образ мужской гомосексуальности. За свою смелость и изобретательность он был назван отцом движения New Queer Cinema (Новое гомосексуальное кино).
Будучи вечным диссидентом, Джармен никогда не стремился к коммерческому кино. Он не заботился о сборах, гигантских бюджетах, "звездных" актерах и съемках в известных студиях, он остался в Англии, чтобы делать те фильмы, которые были интересны ему. Его работы ослепляют зрелищностью, во многом автобиографичны и не всегда придерживаются традиционного стиля повествования. Одни фильмы словно обнажают в авангардно-мифической манере его душу; другие - красочные интерпретации ранее опубликованных работ; все вместе они являются частью его неповторимой целостности как художника.
Дерек Джармен родился в 1942 году в Голландии. Он изучал изящные искусства и преуспел не только в постановке фильмов, но также как поэт, писатель и художник. Его работа в кино началась в качестве художника-постановщика в фильмах Кена Рассела "Черти" ("The Devils", 1971 г.) и "Мессия-дикарь" (Savage Messiah, 1972 г.). Его первый художественный фильм "Себастьян" (The Sebastiane) поразил многих не только использованием латинского языка, но также насыщенными и поэтичными гомоэротическими образами. Неожиданный успех "Себастьяна" повторил "Юбилей" (The Jubilee) - грустная притча о возможном будущем Англии. Джармен дал новое толкование шекспировским пьесами ("Буря" и "Разговор с ангелом"), потом продолжил снимать фильмы, посвященные героическим фигурам гомосексуалистов прошлого (Себастьян, Эдуард II и Караваджо). Его фильмы индивидуальны своей непохожестью на массовую культуру - но, пожертвовав популярностью, он восполнил этот пробел исключительно впечатляющим рядом интеллектуальных и эмоциональных фильмов.
В 1986 году у Джармена обнаружили положительную реакцию на ВИЧ, и с этого момента гомосексуальная тема в его работах стала более явной и даже воинственной. Несмотря на постоянные болезни, требующие пребывания в больнице, он был необыкновенно плодовит, снимая по фильму в год, большинство из которых были упражнениями в изобретательности из-за крайне малых бюджетов. Его самые последние фильмы отличаются с одной стороны провокационностью и напряжением, но в то же время полны непочтительного и искрометного чувства юмора. Несмотря на слабеющее здоровье, Джармен приезжает на нью-йоркский кинофестиваль в октябре 1993, чтобы представить свой фильм "Blue". В Нью-Йорке его самого и его фильм встретили громоподобными овациями. Выступая перед зрителями и репортерами, Джарман сказал про СПИД: "Он уничтожил мое зрение, и я больше не могу снимать фильмов, потому что едва вижу." Его карьера преждевременно завершилась из-за болезни, он умер в 1994 году в возрасте 52 лет. И всё же он не затаил злобы или горечи. В интервью "New York Times" он сказал: "Можно просто сидеть и жалеть себя или выйти и попытаться сделать что-нибудь. Я выбрал второе."
Джармен был не только кинорежиссеров, а еще художником и писателем. Его рисунки выставлялись в галереях Лондона, а среди его книг - "Dancing Ledge" ("Танцующая рейка") и "The Last of England" ("Последнее Англии"). Он написал и две автобиографические книги: "Современная природа" ("Modern Nature") и "At Your Own Risk" ("На свой риск").
Дерек Джармен был настоящей иконой западной леворадикальной молодежи и культовой фигурой гей-движения. Какие бы сюжеты ни привносил анархический вихрь в его фильмы, какой бы работой он ни занимался (кино, литература, поэзия, музыкальное видео), все его творчество было одной непрерывной хвалебной песнью свободной гомосексуальной любви, одним непримиримо яростным вызовом обществу, ни под каким видом этой любви не допускавшему. Вместе с Джарменом гей-движение обрело свою мифологию, достаточно сильную для того, чтобы если и не перевернуть, то, по крайней мере, оспорить навязшие в зубах тезисы мифологии официальной. Классические полотна (Караваджо), классические сюжеты (Эдуард II) и даже весьма классическую историю о Христе (Сад, где в функции Иисуса выступала отверженная миром и людьми гомосексуальная пара), Джармен насыщал такой пронзительной современностью стиля, такой остротой борющейся мысли, таким сумасшедшим рокерским ритмом, что его фильмы просто не могли остаться локализованными в узкой гей-культурной среде. Все, для кого бунтарство и анархизм и есть суть настоящего творчества, нашли в Джармене идеальную фигуру для поклонения.