Один из самых отчаянных экспериментаторов среди признанных кинорежисеров, Гас ван Сент до сего дня продолжает пользоваться успехом у критиков и публики. В центре внимания его "уличной трилогии" - и бедняки, побирающиеся на улицах городов Северо-западного побережья, и мучимые безответной любовью геи в смелом, извращенном реализме фильмов Mala Noche ("Дурная Ночь") и My Own Private Idaho ("Мой собственный Айдахо"), и наркоманы-любовники, оказавшиеся вне закона, в Drugstore Cowboy ("Аптечный ковбой"). Фильмы ван Сента открыто гомосексуальны, однако он, не желая получить ярлык "режиссера для геев", говорит, "Я не хочу пропагандировать гомосексуальность в гетеросексуальном мире".
Родившийся в 1952 году в Коннектикуте, в богатой семье, которая впоследствии переехала в Портленд, ван Сент рано проявил интерес к созданию фильмов. В 12 лет он начал снимать камерой Super-8, а продолжил свои занятия, будучи студентом Школы Дизайна на Род-Айленде. После окончания Школы ван Сент оттачивал мастерство, снимая короткометражные (не более 3-х минут) фильмы, бюджет которых не превышал пятидесяти долларов. Одновременно он работал звукооператором в Голливуде и делал рекламные ролики в Нью-Йорке.
Заработанные 25 тысяч долларов составили бюджет Mala Noche, первого фильма ван Сента, ставшего маленькой сенсацией на фестивалях фильмов гей/лесби-тематики. Первоначально распространяемый ван Сентом самостоятельно, фильм демонстрировал новый, не стереотипный образ гея. Сюжет - наваждение, страсть, любовь с первого взгляда. Она охватывает маленького буржуа, владельца придорожной лавки в Портленде. Предмет его страсти - 16-летний мексиканец, нелегально пробравшийся в эти края. "Мала ноче" подкупает почти детской незащищенностью, абсолютной эмоциональной свободой. В то же время фильм умен, аналитичен, нисколько не сентиментален. Эта полулюбительская черно-белая лента, во всех смыслах обреченная на маргинальность, стала событием и ярко заявила новый режиссерский талант.
Следующий фильм ван Сента - "Аптечный Ковбой" - снимался уже на студии. "Аптечный ковбой" поставлен по неопубликованной книге Джеймса Фогля, отсидевшего срок за торговлю наркотиками. В фильме исследуется связанная с наркотиками культура 70-х. Противодействуя кампании Нэнси Рэйган "Скажи нет наркотикам", фильм получил серьезную поддержку критики: журнал "Ньюсуик" назвал его "необычайным", "Лос Анджелес Таймс" - "наэлектризовывающим", Винсент Кэнби объявил ван Сента лидером нового поколения кинорежиссеров. С "Аптечным ковбоем" (бюджет 6 миллионов) ван Сент сразу перескочил в другую категорию режиссеров. Как водится в Америке, эта цифра стала определять как бы личную стоимость ван Сента: на него посыпались предложения от крупных кинокомпаний о работе над дорогостоящими проектами. Но ван Сент отклонил все предложения и взялся за "Мой собственный Айдахо".
Возможно, это была реакция на разочарование, постигшее гей-комьюнити: ведь герои "Аптечного ковбоя" гетеросексуальны. Зато в центре "Айдахо" двое хастлеров - уличных мужчин-проституток. Ведя бродячую жизнь, они находят клиентуру иногда среди женщин, но чаще среди мужчин. Ван Сент поначалу и не мечтал, что сыграть эти роли согласятся "идеальные" Ривер Феникс и Кеану Ривз, идолы тинэйджеров, для которых даже намек на гомосексуальность мог разрушить имидж и погубить карьеру. Но режиссер и артисты в самых рискованных эпизодах выходят победителями. Их союзниками оказываются искренность и правда отношений, перед которой пасует всякая предубежденность. Во многом благодаря "Айдахо", Феникс стал идолом "поколения Х", культивирующего погружение в жизнь как в нирвану. Его смерть от передозировки наркотиков была признана символичной.
В последующие несколько лет карьера ван Сента приостановилась. Потратив много времени на подготовку фильма "Мэр улицы Кастро" об убитом активисте движения за права геев Харви Милке, он прекратил работу над проектом из-за разногласий с продюсерами. Комедия "Даже ковбойши грустят" (Even Cowgirls Get the Blues) была рискованным предприятием. Встреченная без особого энтузиазма на Кинофестивале 1993 года в Торонто, премьера фильма была перенесена с осени на весну 1994, по слухам, чтобы ван Сент мог доработать фильм. Несмотря на дополнительную работу, фильм получил неодобрительные отклики критиков и прохладное отношение публики.
С "Умницей Уиллом Хантингом" (1997) ван Сент вошел в число оскаровских номинантов и режиссеров голливудского истеблишмента. История взаимоотношений гениального, но чертовски трудного, выросшего без родительской опеки, подростка с педагогами и психиатрами, насыщена актерской экспрессией и энергичной изобразительной фактурой. "Умницу Уилла" нередко саркастически называют кинематографическим романом воспитания или педагогической поэмой на американский лад, а продолжающая "Айдахо" тема "больше, чем друзья", тщательно, но тщетно скрывает откровенный гомосексуальный подтекст отношений наставника и юного подопечного.
Последние фильмы ван Сента "Психоз" (1998) и "Найти Форрестера" (2000) были отмечены и критиками и зрителями как добротные и интересные, но сказать, что они стали событиями в мире кино, пожалуй, нельзя. Может быть это показательно, а может и случайность, но наиболее значительным и искренним из всех фильмов, снятых режиссером на сегодняшний день, стал "Мой собственный Айдахо" - психологический "голубой" наркотик для Generation X.
Подготовлено по материалам www.cinequest.org, Images in the Dark (An Encyclopedia of Gay and Lesbian Film and Video), Андрей Плахов Всего 33 (Звезды мировой кинорежиссуры).