Корпус рисунков великого советского режиссера, хранящийся в одном только Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), насчитывает по последним данным около пяти тысяч листов. Периодически эти рисунки экспонируются в России и на Западе. Выставка с красивым названием "Тело линии. Рисунки Эйзенштейна" проходила в монреальском кинематографическом комплексе Ex-Centris. Это первая (если не считать скромную выставку 1932 года в нью-йоркской галерее Джона Бекера) большая экспозиция рисунков Эйзенштейна в Северной Америке.
Сто рисунков из собрания РГАЛИ и московской коллекции Светланы и Рауфа Акчуриных представляют собой "репрезентативную выборку" графического наследия Эйзенштейна; юношеские карикатуры, эскизы театральных костюмов, эскизы костюмов и сцен к фильмам, наконец, просто наброски. Но самая интригующая часть выставки - эротические и порнографические рисунки. Перед входом в зал даже висит предупреждение, что выставка не предназначена для детских глаз.
Эротизм Эйзенштейна довольно много обсуждался в специальной литературе. Исследователи предлагали разные интерпретации, в основном фрейдистского характера (например, еще в 1930 году один американский публицист писал по поводу рисунков Эйзенштейна: "Вся его сексуальная активность заключалась в изготовлении эротических рисунков"). Но самую интересную и, скорее всего, самую разумную версию высказал директор московского Музея кино Наум Клейман - гротесковый эротизм был для Эйзенштейна одним из методов режиссерской работы. В коллекции Музея кино есть рисунок гигантского идущего фаллоса. Этот рисунок был сделан Эйзенштейном для Черкасова, игравшего роль Ивана Грозного, с тем, чтобы, как считает Клейман, отвадить его от "психологизма" школы Станиславского.
Подобные рисунки редко публиковались и почти не выставлялись. Год назад организаторы огромной юбилейной выставки рисунков Эйзенштейна из собрания РГАЛИ в московском Музее личных коллекций с воодушевлением обещали, что впервые покажут эротические рисунки. Действительно, некоторый эротизм был - обнаженный юноша, вид сбоку, не более того. Рассказывают, что цензурой выставки занималась дирекция музея, и поэтому ожидаемые работы в экспозицию не попали. Хотя еще в 1995-м в Москве прошла небольшая выставка из собрания Светланы и Рауфа Акчуриных, включавшая и эротические рисунки.
Правда, открылась она в не очень посещаемом и вообще довольно странном для Эйзенштейна месте - выставочном зале Академии художеств на Пречистенке. Возможно, поэтому и не очень запомнилась. Все рисунки, показанные там, датируются серединой сороковых годов, когда Эйзенштейн снимал в Алма-Ате "Ивана Грозного". Большинство листов так или иначе связано с фильмом. Например, эскиз "костюма" для актера Михаила Жарова, игравшего в фильме роль Малюты Скуратова: главная деталь "Малютина костюма" - гигантский, почти в человеческий рост, красный фаллос с головой дракона.
Впрочем, эротизм Эйзенштейна - не главная тема выставки в Монреале. Ее куратора Жана Ганьона больше интересовала линейность в изображении тела (что и закреплено названием - "Тело линии"), которая характерна и для фильмов Эйзенштейна. Соответственно, отбирались разные по стилю рисунки, развешивались без соблюдения хронологии, единственно ради того, чтобы показать, почему вообще Эйзенштейн так много рисовал. А рисовал он потому, что именно из рисунков рождались его фильмы.
Собственно, в этом и состоит главная идея устроителей выставки. "Эйзенштейн - великий художник, который, используя традиционные художественные средства, создал совершенно новую для своего времени технологию - кино", - сказал Даниель Ланглуа, учредитель фонда своего имени, который и организовал выставку в Монреале. Фонд специализируется на проектах, в которых искусство сочетается с новыми технологиями, а сам Ланглуа давно работает в области новых технологий (в свое время он основал фирму Softimage, которая в числе прочих создавала спецэффекты для фильмов "Титаник", "Люди в черном", "Парк юрского периода"). Отработанный новыми технологиями Эйзенштейн из класика превратился в актуального художника.