Продолжение. Начало >>>
Майк Николс (Mike Nichols)
Майк Николс начал кинокарьеру с постановки язвительной пьесы открытого гея Эдварда Олби (Edward Albee) "Кто боится Вирджинию Вулф?" (Who's Afraid of Virginia Woolf?) с гей-иконой Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor) в главной роли. И еще два раза в своих фильмах задействовал персонажей-геев, каждый раз открывая широкой публике окно в их жизнь.
Его римейк 1996 года французского фильма "Клетка для безумцев" (La cage aux folles), переименованный в "Клетку для пташек" (The Birdcage), получил неоднозначные отзывы как в широкой прессе, так и в гей-изданиях. Однако был отмечен Ассоциацией геев и лесбиянок против диффамации (GLAAD) за "преодоление стереотипов в показе глубины и гуманности персонажей". Фильм отмечен великолепной игрой Робина Уильямса (Robin Williams) и тогда еще не заявившего о своей ориентации Натана Лейна (Nathan Lane) в роли гей-пары, которые знакомятся с консервативными родителями в исполнении Джина Хэкмена (Gene Hackman) и Дайан Уист (Dianne Wiest) предполагаемой невесты (в ее роли Калиста Флокхарт - Calista Flockhart) их сына (Дэн Футтерман - Dan Futterman).
Среди других работ Николса с гей-тематикой - минисериал HBO "Ангелы в Америке" (Angels in America), затрагивающий тему СПИДа по пьесе драматурга - открытого гея Тони Кушнера (Tony Kushner). В нем говорится о том, каково быть геем в Америке 1990-х годов. Николс не только получил за него премию "Эмми" как лучший режиссер, а сам сериал собрал еще 10 призов и стал в 2003 году самым рейтинговым фильмом, сделанным для кабельного телевидения. Как пьеса, так и сериал обозначили перелом в том, как в американском шоу-бизнесе показывали проблемы геев.
Кен Расселл (Ken Russell)
Кен Расселл нарушил кинематографическое табу на показ полностью обнаженных мужчин в фильме 1969 года "Влюбленные женщины" (Women in Love), где была сцена борьбы обнаженных главных героев. Этот фильм возвестил о появлении режиссера, который не относится отрицательно к показу сексуальности, даже и геевской.
Фильм 1970 года "Любители музыки" (The Music Lovers), биографическая лента о Чайковском, рассказывал о тяжелой судьбе композитора, живущего в стране, где гомосексуальность запрещена. В рок-опере 1975 года "Томми" (Tommy) участвовали Элтон Джон (Elton John) в роли Мудреца бильярда (The Pinball Wizard) и Тина Тернер (Tina Turner) в роли Кислотной королевы (The Acid Queen) - не одна, а две гей-иконы в одном фильме. "Последний танец Саломеи" (Salome's Last Dance) 1988 года подробно рассказывал об известном писателе-гее Оскаре Уайлде (Oscar Wilde), который приходит на весьма необычную постановку своей пьесы "Саломея" в публичный дом.
Расселл также снимался в фильмах, и в шпионской драме 1990 года "Русский дом" (The Russia House), где главные роли исполнили Шон Коннери (Sean Connery) и Мишель Пфайффер (Michelle Pfeiffer), он сыграл офицера британской разведки, гея.
Пол Шредер (Paul Schrader)
Фильмография Пола Шредера наполнена лентами, поднимающими проблемы сексуальности. Режиссер неоднократно затрагивал проблему камин-аута, в сущности, говоря зрителям, что лучше быть честным с самим собой, чем скрывать собственную сущность.
В фильме 1990 года "Комфорт незнакомцев" (The Comfort of Strangers) Кристофер Уокен (Christopher Walken) играет Роберта, скрытого гея, который может выразить свое желание однополого секса только через насилие. Со своей женой Кэролайн в исполнении Хелен Миррен (Helen Mirren) они завязывают дружбу с более молодой парой в исполнении Наташи Ричардсон (Natasha Richardson) и Руперта Эверетта (Rupert Everett), втянув их в сеть лжи с помощью нескольких подстроенных якобы случайных встреч.
Лента 2002 года "Автофокус" (Auto Focus) рассказывает о медленном падении телеактера Боба Крейна (Bob Crane), участника ситкома "Герои Хогана" (Hogan's Heroes), когда он докатился до съемок домашнего порно. Ему помогает и толкает к этому Джон Карпентер (John Carpenter) в исполнении Уиллема Дефо (Willem Dafoe), который хотя и спит с женщинами, явно состоит с Крейном не только в платонической связи.
В 1980 году Шредер поставил "Американского жиголо" (American Gigolo), ставшего первым художественным фильмом, где крупная звезда (Ричард Гир - Richard Gere) снялся полностью обнаженным, о чем до сих пор вспоминают поклонники-геи всех поколений.
В конце этого года выйдет новый фильм Шредера "Эскорт для дам-с" (The Walker), где Вуди Харрельсон (Woody Harrelson) играет роль немолодого мужчины из эскорт-услуг, который оказывается геем.
Пол Верхувен (Paul Verhoeven)
С учетом драмы 1980 года "Лихачи" (Spetters) и триллера 1992 года "Основной инстинкт" (Basic Instinct) кажется странным, что Верхувен вошел в этот список. И действительно, об этом можно спорить. В конце концов, фильм с Шарон Стоун (Sharon Stone) действительно вызвал гнев правозащитных гей-групп, оскорбленных изображением еще одного бисексуального убийцы. А "Лихачи" многими рассматриваются как гомофобный фильм, хотя другие с этим совершенно не согласны.
"Лихачи" - голландский фильм о молодых людях, которые увлечены мотогонками. Он весьма мрачный, жестокий и противоречивый, так как главный гомофобный персонаж фильма оказывается геем, но это он признает только подвергнувшись групповому изнасилованию. Тот факт, что он решается быть геем является победой для этого противоречивого персонажа, но некоторые зрители не смогли простить того, что он решается на это только после изнасилования.
Фильм Верхувена "Четвертый мужчина" (De vierde man) - стилизованный гомоэротический триллер о писателе-гее, алкоголике, который зацикливается на симпатичном молодом человеке. Выясняется, что этот молодой человек - бойфренд женщины, чьи три мужа умерли загадочным образом. Мучимый видениями с сильным религиозным оттенком, писатель задается вопросом, постигнет ли его или ее бойфренда та же участь, что и других мужчин (что отражено в названии - четвертый мужчина, который должен быть убит). В фильме есть незабываемый поцелуй двух мужчин в часовне, а также дерзкая сцена, когда герой в церкви срывает нижнее белье с ожившего Иисуса.
Как "Лихачи", так и "Четвертый мужчина", были сняты на родине Верхувена в Нидерландах, но его чувствительность нашла выражение также и в голливудских работах. Хотя претенциозный фильм "Шоугелз" (Showgirls) был назван одним из самых плохих из когда-либо снятых фильмов, в нем есть второстепенные персонажи-геи, да и среди ЛГБТ-сообщества у картины много фанатов.
Верхувен задействовал персонажей-геев в своем фильме 1985 года "Плоть и кровь" и сказал тогда, что эти персонажи в его фильмах - единственные, которые искренне заботятся о других и друг о друге.
Билли Уайлдер (Billy Wilder)
Билли Уайлдер оставил неизгладимый след в кинематографе - он снял несколько фильмов, ставших культовыми среди геев. Его картина о возвращении разочарованной жизнью и почти забытой королевы экрана Нормы Десмонд (Norma Desmond) в исполнении Глории Свенсон (Gloria Swanson) в фильме "Сансет Бульвар" (Sunset Boulevard) до сих пор отзывается в сердце любого гея, достигшего определенного возраста и ставшего незаметным для членов гей-сообщества.
Гей-икона Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) сыграла две свои лучшие роли в комедиях Уайлдера, но ее роль в фильме "В джазе только девушки" (Some Like It Hot) вместе с Тони Кертисом (Tony Curtis) и Джеком Леммоном (Jack Lemmon), переодетыми в женские платья, многие считают лучшей в ее карьере. Кроме того, что это очень смешной фильм, в нем есть и несколько гей-френдли эпизодов, в том числе когда героя Леммона преследует пожилой миллионер, который в финале не проявляет никакого волнения по поводу того, что его женщина оказалась мужчиной. Последняя фраза фильма - "У каждого свои недостатки" - возможно, является самым смелым заявлением в поддержку геев в американских фильмах тех лет.
Фильм можно рассматривать и как меткую аллегорию об опасности показывать на публике некоторые стороны своей жизни, когда ты в тайне стремишься к любви, боясь произнести это вслух.