Ни в одном из искусств так не отразились настроения гей-собщества, как в кино. Воистину, важнейшим из искусств...
Гей-литература не стала и вряд ли станет массовой - ее читает только определенный тип людей.
Может быть, гей-живопись и фотография могут потягаться с кино, но на данный момент они тоже существуют только для избранных. Зато никак не обойтись без разговора о Фассбиндере, Альмодоваре и, конечно же, Грегге Араки (Gregg Araki).
В своих интервью Араки частенько называет разные даты и годы своего рождения. Но если судить по самым ранним его сообщениям для прессы, родился он в 1959 году. Мать его работала бухгалтером в медицинском учреждении. Жили они в Санта-Барбаре (Южная Калифорния), а высшее образование Грегг поехал получать в Лос-Анджелес.
Не всякому режиссеру повезло родиться в Голливуде. Араки повезло. Ему не нужно было стремиться сюда. Ему не нужно было пытаться стать здесь родным. И он смог позволить себе стать самым неголливудским режиссером Голливуда.
Первый свой фильм он снял сразу после окончания Калифорнийского университета в 1987 году - "Трое смущенных в ночи" (Three Bewildered People in the Night). Бюджет не превысил пяти тысяч долларов, но произвел эффект разорвавшейся бомбы и завоевал призы сразу на нескольких фестивалях. Этим и последующими своими картинами Греггу удалось взбаламутить не только добропорядочных американцев, но и гей-сообщество. Геям тон Араки показался излишне ироничным и политически неправильным. Слишком мало ориентационной однозначности персонажей и слишком часто женщины разбавляют мужские пары.
Любовный треугольник стал постоянным элементом картин Араки. "Пары есть везде: Мальчик влюбляется в девочку или мальчик в мальчика, - говорит Араки. - А вот когда есть трое, это вносит беспорядок, замешательство, элемент непредсказуемости. Сюжет становится динамически намного более интересным. Есть некая химия между тремя, которые не могут быть разделены на два. Они думают, что они вместе, но каждый при этом один. В треугольнике есть своего рода правила, и эти правила всем троим приходится для себя искать".
Прославился Араки в первую очередь как создатель трилогии "Жизни - предел" (The Living End, 1992), "Полностью затраханные" (Totally F***Ed Up, 1994) и "Поколение игры "Дум" (The Doom Generation, 1995). После нее за Араки закрепилась слава самого главного американского киноавангардиста.
Кроме того, Араки называют летописцем тоски американского подростка. И, наверное, это единственные определения, которые можно ему дать. Его трудно отнести к какой-то обойме - он сам по себе. Уж кто-кто, а Араки далек от стереотипа режиссера с "Фабрики грез" как никто. В нем есть искусство, а не производство, он - свободный художник, который говорит то, что думает, а не следует приличиям и преклонению перед набившей оскомину политкорректностью.
И по сей день сохранилась примета - Араки снимает фильм - жди скандала. Естественно, можно говорить о режиссерах, снимающих гей-кино вообще, можно даже объединить их в термин, принятый американскими критиками - "New Queer Cinema" (Новое гей-кино), отнести Араки к группе других режиссеров, но ведь каждый из них - яркая индивидуальность, каждый снимает свое кино о геях. И Араки среди них узнаваем, у него быстро выработался свой почерк, он говорит о геях по-своему. Если, скажем, Альмодовар кривляется, шутит, все у него вычурно и гротескно, то Араки - особый. Трудно до такой степени отрешиться от себя самого, от своих комплексов и снять такое кино о геях, в котором начинает казаться, что мужчина и женщина - суть одно и то же.
Взять хотя бы его последний фильм "Загадочная кожа" (Mysterious skin). Главные герои - мужчины, вернее, подростки-геи. Но Араки так умело выстраивает сюжет, что об этом как-то и не думаешь. Ловишь себя на мысли, что будь герои женщинами, ничего бы не поменялось. Для Араки проблема полов вообще не существует. В этом его сила, этим он шокирует - полным нежеланием кого-либо шокировать. Грегг Араки просто снимает кино, создает мир и дает другим взглянуть на него одним глазком. "Натуралы, геи, бисексуалы в моем кино не стремятся к резкому размежеванию, - говорит Араки. - Я, как режиссер, пренебрегаю различиями. Возможно, мой оптимизм - позиция прожектора. Я создаю воображаемое поколение, для которого расовые различия или сексуальная ориентация - нечто малосущественное. Облик "нового племени" уже проступает сквозь нашу реальность".
В той же самой "Загадочной коже" Араки вложил в уста одного из героев - тренера бейсбольной команды - свое кредо, фразу, выражающую весь смысл гей-тематики в его фильмах: "Если кто-то скажет тебе, что это плохо - плюнь на него. Это НОРМАЛЬНО".
Может возникнуть вопрос: ну, а сам Араки? Он-то гей? О личности творческого человека, откровеннее всего говорит его творчество. Можно понять об Араки все, просто увидев его фильмы. Опять же, в "Загадочной коже" - мало того, что имя главного героя подозрительно похоже на имя режиссера, да и внешне они поразительно схожи. Фильмы Араки - автобиографичны, он снимает о себе, о своих чувствах, о своем мире, и его личность превосходит на экране все остальное. Впрочем, сам Араки отрицает любое сходство между собой и своими героями: "Люди ошибаются, если считают мои фильмы чем-то вроде автобиографии. Их сюжеты - плод работы воображения. Автобиографическое кино я нахожу ограниченным и скучным. Конечно, в моих фильмах отражаются реальные впечатления, память о людях, которых я знал, о событиях, что и в самом деле случились. Но реальность для меня не капкан. Доверяюсь своей фантазии".
Грегг Араки прежде всего, кинорежиссер. Однако он не гнушается работой над музыкальными клипами и для телевидения - работал даже над созданием одной из программ на MTV. А сейчас он занят созданием нового фильма под названием "CrEEEEps!", выход которого намечен на 2006 год.