Краткая справка:
"Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975), студия "Экран" ЦТ. Комедия по мотивам пьесы актера Брандона Томаса "Тетка Чарли". Пьеса была очень популярна в начале XX века.
Сценарий и постановка В. Титова Оператор-постановщик Г. Рерберг Художник-постановщик В. Петров Композитор В. Казенин В ролях: А. Калягин, А. Джигарханян, Т. Носова, Т. Веденеева, В. Гафт, М. Казаков, Т. Васильева и другие
Сегодня Александр Калягин - всенародно любимый артист, председатель Союза театральных деятелей, руководитель собственного театра Et cetera, им сыграно более 100 ролей. Однако когда четверть века назад он появился в большом кинематографе в образе тетушки Чарли, то даже не представлял, что эта роль станет культовой.
- Мне очень хотелось сыграть. Это была возможность хоть как-то соответствовать тому, что делал мой бог - Чаплин. Я всегда всех смешил: родителей, однокурсников в медицинском и актерском. Но когда я пробовался - был страшно зажат, И как Титов меня увидел в этой роли?!
Когда картина вышла, я не услышал ни одного доброго слова - и фальшивы мы, и наигранны, и кривляемся. Чего только не говорили! Фильм почему-то смотрели с точки зрения ценностей Достоевского и Толстого.
- А вы сами сейчас смотрите фильм?
- Нет. Только иногда, чтобы вспомнить, как и где это снимали.
- И что вспоминается?
- Первый раз я почувствовал, что превращаюсь в женщину, вот когда. Фильм снимался в "Останкино", а там внизу был бар. И вот в перерыве я решил спуститься вниз, но времени было мало, и я пошел в костюме: в платье, на каблуках. В очереди за кофе я вдруг почувствовал на себе взгляд мужчины - что это был за взгляд! И этот мужчина дышал мне в затылок так, что я это чувствовал сквозь парик. Когда я повернулся, он несколько опешил, но в лицо меня никто не знал, и он продолжал советовать, какие к кофе взять пирожные. И тогда я почувствовал, что я на правильном пути...
Руки этот мужчина распускать не стал, но я понял, что значит быть женщиной.
- Но народная-то слава после фильма пришла?
- Потом, где бы я ни снимался - Чичиков, Эзоп, Платонов, - вспоминали только "Здравствуйте, я ваша тетя!". Со мной обычно так и здоровались: "Здравствуйте!" Я оборачивался, говорил: "Здравствуйте". А мне в ответ: "Я ваша тетя!" Я так часто на этом попадался, что мне все осточертело. Ведь я что-то еще в этой жизни сделал! Но в сознании народа тетушка Чарли оказалась выше этих потуг.
С режиссером "народной" комедии Виктором Титовым мы встретились в питерском Доме кино, где попытались воскресить события давностью в четверть века.
- Когда состоялась премьера фильма в московском Доме кино, то первым подошел поздравить Иннокентий Михайлович Смоктуновский, - вспоминает режиссер. - Он это сделал оригинально: "Витя, я тебя поздравляю с первым педерастическим фильмом страны!"
Некоторые восприняли его именно так. Однако эта картина была для нас экспериментом. Мы попытались решить задачу: какой мы, мужчины, видим женщину. Но только сделали это в жанре фарсовой комедии, утрируя детали. А для начала мы с Калягиным собрали все женские журналы, которые тогда получала Библиотека имени Ленина, - около восьмидесяти. И стали внимательно их рассматривать. Оказалось, что женщина в самые главные, жгучие секунды своей жизни смотрит на окружающее несколькими взглядами-штампами. Мы насчитали 8 штампов любви, вожделения, страсти. Причем не важно, на что она смотрит: будь то любимый мужчина, виноград или драгоценности. И мы попробовали эти штампы реализовать в жесты: как эффектнее поправить юбку, как складками этой юбки обмахивать себя, как веером. Наиболее чувствительные дамы разгадали этот замысел и присылали Калягину и мне гневные письма: как же можно так нагло и отвратительно пародировать лучшие дамские чувства?
- Кто же был автором идеи: снять подобную комедию с переодеванием?
- Оператор Рерберг. У нас уже был опыт съемки комедии "Ехали в трамвае Ильф и Петров". И кроме того, мы помнили, как наши старшие братья ломали окна и двери, чтобы попасть на американский фильм "Тетка Чарли".
Каково же было мое разочарование, когда мы досмотрели этот фильм: он был не только не смешным, он был мертвым, неинтересным, неактуальным. Так я убедился, что юмор - самая стареющая категория в искусстве. Пришлось срочно сочинять другой сценарий, оставив только коллизию с переодеванием.
- Долго ли вы искали артиста на главную роль?
- Материал сочинялся под Калягина, но здесь возникли сложности: его не утверждали на главную роль. Центральное телевидение хотело видеть более известного актера: Олега Табакова или Евгения Леонова. По моим сведениям, даже Евгений Матвеев желал играть эту роль, доказывая начальству, что это его "голубая мечта". И мы чуть ли не подпольно снимали эту картину, пока не появился показательный материал.
- Однако в вашем фильме задействована целая плеяда звезд...
- В этом-то и заключалась другая сложность. Джигарханян, Гафт, Казаков, Носова и другие были днями и вечерами заняты на своих основных службах. Приходилось снимать по ночам. С одной стороны, в этом есть преимущество: артист так устает, что не способен врать, но, с другой стороны, появляется синдром "ночной съемки": любое экстремальное обстоятельство в кадре может сорвать весь процесс. Существовала угроза "смеховой" истерики актеров.
- И такие истерики были?
- Да. Например, Джигарханян бросил куском торта в лицо Козакова - и промахнулся. Попал в старинные часы, взятые из реквизита "Мосфильма". Им более 200 лет, и они не шли. Но от удара часы каким-то мистическим образом стали не только ходить, но и играть замысловатую мелодию. Тут уж была не только истерика, а полная катастрофа - на полу от смеха валялась вся группа.
- Актеры действительно кидались друг в друга тортом?
- Об этой сцене я потом прочел в одном из журналов жалобу зрителя. Он решил поэкспериментировать - купил торт и бросил его в лицо своему врагу. Тот сильно поранился. Мне пришлось объяснять в "Кинопанораме", что для фильма были изготовлены специальные торты, которыми нельзя нанести увечий.
- А был ли какой-то особо памятный случай на съемках?
- Для сцены, где Калягин прятал сигару под юбку, специально изготовили асбестовый кармашек, куда он должен был попасть горящей сигарой. В кармашек положили пиротехнический заряд, дым от которого должен был обволакивать всего артиста... Пиротехник перестарался, а костюмеры недостарались... Кармашек был так неудобно сшит, что Калягин положил сигару на голое тело. Дыма долго не было - и вдруг вся задняя часть артиста не только задымилась, но и загорелась. И загорелась так, что Калягин выскочил из кадра и прямиком побежал к Останкинскому пруду. Ожог был такой силы и величины, что пришлось на некоторое время прекратить съемки.
- В этой картине как символ небесной красоты появляется Эмма - Татьяна Веденеева...
- Интересно ее появление в картине. Она была диктором в программе "Спокойной ночи, малыши!", оберегаемой и опекаемой ЦК КПСС. Попасть туда - означало обрести неимоверное количество козырей. Мы ее взяли в картину для того, чтобы Калягин не оставался трансвеститом. Обязательно была нужна линия его любви к некоей возвышенной, романтичной особе, которая бы говорила о том, что этот субъект в облике женщины - все же настоящий мужчина. Как оказалось, "Здравствуйте, я ваша тетя!" стала для Татьяны необыкновенной рекламой. Ее пригласили на работу несколько мировых телевизионных компаний. Она выбрала японскую и несколько лет вела там учебную программу на русском языке. Она очень удачно вышла замуж, у нее был любимый мужчина, который ее опекал, любил, лелеял. Сейчас я не знаю, что с ней и где она...
- Как отнеслась критика к этой картине, все ли ее восприняли на ура?
- Появилась рецензия в газете "Неделя" - абсолютно разгромная, что называется, вытерли ноги о картину, и только одна фраза была со знаком плюс: "Но оператор снял эту картину смешно". Это действительно справедливо: великий оператор, мой друг Георгий Рерберг, к сожалению, ушедший из жизни несколько месяцев назад, снял эту картину необыкновенно точно, а Веденееву - блистательно. Он вложил в свою работу столько чувственности, нежности и романтического отношения - такое давно исчезло из нашего кинематографа. Но картине потребовалось поработать несколько лет, чтобы высоколобые интеллигенты и дети, любители тонкого и грубого юмора, нашли в "Тетке" что-то свое.
- И теперь фразы из фильма воспринимаются чуть ли не как фольклорные...
- Я не предполагал, что многие фразы станут афоризмами. Например, и.о. президента господин Путин недавно в связи с чеченской операцией почему-то сказал: "Мы с ними будем поступать так, как герой фильма "Здравствуйте, я ваша тетя!", - и произнес тираду из картины: "Я тебя поцелую... - Потом... Если захочешь..." Так же часто нашими госдеятелями употребляется фраза: "Она любит выпить, этим нужно воспользоваться"...
Впервые я услышал в народе цитату из фильма буквально после первого ее показа по телевидению. На переднюю площадку троллейбуса поднялась стайка девчонок, а в следующую дверь вошел контролер, спросил у них билет, тогда одна из них ответила: "Билет у Дона Педро, а я - тетушка из Бразилии, где в лесах очень много диких обезьян..." Из уст в уста передавалась эта фраза - и троллейбус заходил ходуном от смеха. И только тут я понял, что картину посмотрели все, кроме контролера. Это была первая хорошая рецензия на фильм.
- "Здравствуйте, я ваша тетя!" - ваше любимое дитя?
- Я снял много картин, разнообразных по жанру и по масштабам, и теперь мне кажется, что я понимаю, как чувствует себя многодетная мать. Все они - мои любимые дети. Я только иногда удивляюсь успеху одного и несчастной судьбе другого, когда последний, кажется, более достоин любви и внимания.
Почему так?..
ХИТ-ПАРАД ХАБАЛЬСКИХ ФРАЗ ИЗ ФИЛЬМАК некоторым фразам прилагаются звуки в формате RealAudio
Здесь только одна девушка... Это я! И я еще не вверяла себя вашим заботам!
У меня сегодня большая стирка!
Хам! Назвать даму сэром!
Вы меня смертельно оскорбили. Но я люблю дерзких мужчин!
Позвольте предложить вам маленький кусочек ростбифа! Спасибо, только кусочек.. можно и побольше!
Что? Что вы делаете?!!
Убирайтесь отсюда немедленно! Алкоголик!
Я тетушка Чарли, из Бразилии, где в лесах живет много-много дИких обезьЯн Звук!
Я старый солдат и не знаю слов любви. Но когда я впервые увидел вас, я почуствовал себя утомленным путником, который на склоне жизненного пути, узрел на озаренном солнцем поле, нежную фиалку. Звук!
Мне очень стыдно! Я - стыдлива...
Это будет нелегко! Я не знаю техники отказа!
Попрошу без грубостей! Я не терплю резких слов!
Почему же ты, скотина, не отказала ему сразу! Вы ничего не понимаете! Должна же я была его чуточку помучить!
Если бы вы знали какие гадости он мне говорит. Порядочная женщина не выдержала бы и пяти минут.
Я ему не верю. Он любит не меня, а мои миллионы.
Она любила!
Этот ваш опекун такая сво...! Ой, у нас в Бразилии, все знатные женщины так ругаются Звук! Звук!
А давайте закурим по-нашему... аум?.. по-бразильски! Звук!
Они каааак... прыыыыыыгнут! Звук!
Кто же как не я - самая старшая из присусссвующих здесссь дам
А кто не хочет сахару или сливок?
Советую переменить тему!
Она любит выпить! Этим надо воспользоваться
Мало ли в Бразилии ПЕДРОВ? Звук!
Как вам не стыдно!.. Пугать!.. Слабую женщину. Звук!
Где мой чемодан?
Я тебя поцелую... потом... если захочешь Звук!