Журнал "Аdvocate" оглядывается назад, в прошлое, когда фильмов с гомосексуальной тематикой было значительно меньше, и с грустью отмечает, что некоторые из выдающихся актерских работ в подобных лентах не были оценены по заслугам. Конечно, всевозможных поделок с нелепой клоунадой хватало всегда, но в данном случае речь идет о действительно достойных картинах, которые принято оценивать с должным уважением и даже благоговением. Итак, вашему вниманию - 15 актерских работ, которые, как считает редакция, были обделены Оскарами, хотя целиком и полностью их заслуживали.
<< Продолжение. Начало 25 июня
Тим Карри в "Шоу ужасов Рокки Хоррора"
В 1975 году на экраны вышел фильм "Шоу ужасов Роки Хоррора" снятый режиссером Джимом Шерманом по одноименному британскому мюзиклу, которому суждено было стать культовым. На съемки фильма была потрачена смешная даже по тем временам сумма - чуть более миллиона долларов, зато в прокате он собрал 140 миллионов. Бесстыдный гедонизм, диковинные прикиды, песни в глэм-роковом стиле, пародия на фильмы ужасов и научно-фантастические романы разных лет - все переплелось в этой фантасмагории с откровенной гомосексуальной подоплекой. Сегодня по "Роки Хоррору" пишут диссертации, осмысляющие причины, по которым он стал отдушиной для всех, кого общество считало едва ли не прокаженными, а на гей-парады выходят граждане, ряженые в костюмы его главных героев - Коламбии, Мадженты, Рифф Раффа, и, конечно же, Доктора Фрэнка энд Фуртера, которого сыграл актер Тим Карри. Критики всегда отмечали, что лучше всего Карри удавались роли обаятельных мерзавцев, и этот фильм - не исключение. Разница лишь в том, что на сей раз злодей оказался "сладким трансвеститом", порочным и сексуальным, этаким Доктором Зло на высоких каблуках, которого вместе со свитой занесло на грешную Землю с далекой планеты с поэтическим названием Транссексуальная Трансильвания. Фрэнк энд Фуртер - лучшая и одна из самых запоминающихся работ Тима Карри, не в последнюю очередь благодаря которому этот фильм с восторгом воспринимается публикой по сей день. Несомненно, Карри заслуживал за нее Оскара, но мысль о том, что актер получит высшую награду Киноакадемии за подобную роль в середине семидесятых являлись таким же абсурдом, как и, собственно, сама картина.
Куин Латифа в "Вызове"
О Королеве Латифе, которая не только снимается в кино, но еще и поет, лесбийские слухи ходят очень давно. Собственно, их и слухами-то уже не назовешь, потому что пресса не раз публиковала "неопровержимые доказательства" гомосексуальности этой во всех смыслах выдающейся личности, а сама она этого даже не отрицала. Просто отказывалась обсуждать тему открыто, на что, конечно же, имела полное право. Но разговор у нас сейчас не об этом, а о конкретном фильме под названием "Вызов" ("Set It Off"), снятом в 1996 году, где Латифа сыграла буча по имени Клео - одну из участниц банды четверых темнокожих девиц, которых неприглядные жизненные обстоятельства, нищета и несправедливость толкают на преступление. Это не просто криминальная драма, это - лента о том, как бросить вызов системе, очень феминистская по сути, за которую Куин Латифа заслуживала Оскара в номинации "Лучшая актриса второго плана". Журнал "Advocate" предполагает, что если бы Латифа не стремилась уходить от ответов на вопросы о своей сексуальности, она наверняка признала бы, что Клео - ее любимая роль. Потому что в ее карьере эта работа стала поворотной: с того момента, как Королева сыграла в "Вызове", режиссеры перестали воспринимать ее исключительно как большую тетку, читающую рэп, и поняли, что перед ними - еще и большая актриса. Латифа получила свою номинацию на Оскар за роль второго плана, только не за эту ленту, а за роль Мамы Мортон в мюзикле "Чикаго" лишь шесть лет спустя.
Патрисия Кларксон в "Высоком искусстве "
"Высокое искусство" - один из первых фильмов режиссера Лизы Холоденко, которая некоторых порадовала, а некоторых огорчила своей прошлогодней работой "Детки в порядке", где рассказывалось о лесбийской семье с двумя детьми и неожиданно свалившемся ей на голову папаше-доноре. "High Art" - лента, которую принято относить к категории независимого кино, появилась в 1998 году и повествовала, естественно, о лесбиянках. А, точнее, о непростом лесбийском романе. "Advocate" полагает, что за роль Греты в этом фильме киноакадемики должны были почтить Оскаром Патрисию Кларксон в номинации "Лучшая актриса второго плана". Однако они решили не заметить ее героиню - немку, серьезно подсевшую на героин. Пожалуй, никого более непохожего на саму Кларксон актриса больше никогда не играла: в то время как Патрисия мила и собрана, ее героиня Грета - женщина ядовитая и непоследовательная. Она - своего рода отрицательный символ того, в какой жизненный тупик могут загнать человека тяжелые наркотики.
Леонард Фрей в "Оркестрантах"
Снятая в 1970-м году драма "Оркестранты" ("The Boys in the Band") представила зрителю персонажа по имени Харольд в исполнении Леонарда Фрея - язвительного, злобного, ненавидящего себя гея. Как пишет "Advocate", Фрей буквально прожигает экран, когда, впервые появляясь перед публикой, описывает себя как "32-летнего уродливого рябого еврейского педика". Оскар за лучшую мужскую роль второго плана - награда, которой удостоил бы актера журнал. Но в те времена давать Оскаров за гей-роли было не принято: не та социальная обстановочка. Несмотря на это, "Оркестранты" в американском кинематографе считаются своего рода водоразделом, поскольку Харольд - далеко не единственный персонаж-гей в этом фильме. Фактически все его главные герои являются таковыми, в связи с чем ленту считают новой вехой в истории квир-кино. Что интересно - критика отнеслась к фильму с осторожной благосклонностью, а "New York Times" написала: "Игра всех актеров хороша, но и на этом фоне Леонард Фрей в роли Харольда гораздо лучше, нежели просто хорош".
Мэрил Стрип в "Часах "
Вообще-то, фильм "Часы" по роману Майкла Каннингема получил немало позитивных оценок, а главное - кучу всевозможных наград и номинаций общим числом 26. И Оскар за лучшую женскую роль в том году достался Николь Кидман, сыгравшую в этой ленте писательницу Вирджинию Вульф, которая, несмотря на замужество, к женщинам была более чем неравнодушна. С мужем ее связывали, скорее, дружеские, а не романтичные или плотские отношения. Но "Advocate" вспоминает не о Кидман и не о Вульф, а о лесбиянке Клариссе Воан, которую сыграла Мэрил Стрип. За свою карьеру Стрип получила 16 номинаций на Оскара - это больше, чем у любого другого актера. Не говоря уже о том, что в ее наградной коллекции имеются две статуэтки позолоченного мужика верхом на бобине. На этом фоне особый интерес вызывает тот факт, что Стрип оказалась единственной участницей актерского состава "Часов", которую Киноакадемия за этот фильм вообще не удостоила вниманием. Хотя журнал считает, что Кларисса - одна из лучших ролей великой актрисы, когда-либо запечатленная "в целлулоиде", то есть на кинопленке.