В Голливуде на долгие годы прижилось устойчивое выражение "play gay for pay", то есть "играть гея за деньги". Его употребляли по отношению к актерам-гетеросексуалам, соглашавшимся на гей-роли, что во времена оны было рискованным шагом. После этого актеры либо подвергались остракизму со стороны консервативной части зрительской аудитории, либо приветствовались бурными аплодисментами за смелость. Ибо отважились на невиданный по дерзости шаг, да еще и запечатлели на камеру какой-нибудь однополый поцелуй, а то и чего "похуже".
Как мы когда-то уже рассказывали, подобное проявление творческой храбрости, особенно со стороны мужчин, считалось куда более героическим поступком, нежели исполнение роли отвратительного киллера, рубящего в капусту каждого встречного-поперечного, или любого другого конченого мерзавца. Неоднократно отмечено: никакое экранное насилие не сравнится в умах публики с "гомосексуальным актом", поскольку первое воспринимается ею как нечто само собой разумеющееся, а вот со вторым возникают вопросы относительно "моральных ценностей".
Сегодня голливудская ситуация изменилась, маятник качнуло в другую сторону, однако в своем поступательном движении он пока не дошел и до середины. С одной стороны, количество адекватных фильмов и сериалов, затрагивающих интересующую нас тему, заметно увеличилось. С другой, актуальными остаются животрепещущие беседы о том, что актерам, которые геями являются "по жизни", мешают спокойно дышать и работать. А для тех прячущихся в шкафу героев голубого экрана, что привыкли перевоплощаться в страстных героев-любовников, потенциальный камин-аут становится ночным кошмаром. Но и на этом противоречия не заканчиваются.
К примеру, не так давно в американском телевизоре возник консервативный писатель Бен Шапиро, который принялся рекламировать свою новую книжку и стращать народ жуткими рассказами, доказывая, что "левые" подмяли под себя киноиндустрию и теперь суют геев с лесбиянками в любую щель, тем самым насаждая "гомосексуальную пропаганду". И вообще, нынче, по его словам, с теми, кто не поддерживает равенство брака, в Голливуде обращаются крайне пренебрежительно и отказывают им в работе. Собеседник Шапиро - некто Пэт Робертсон, такой себе "телевизионный евангелист" (читай: телепроповедник), плакался, что "гетеросексуальных актеров заставляют играть гомосексуальные роли", и делают это с конкретной целью. С какой именно? Вот дословная цитата из его обиженных речей: "Они создают гей-персонажей, которые [по сюжету] являются вашими друзьями, или членами семей". А это, по мнению мистера евангелиста, приводит к тому, что даже те зрители, которые не разделяют мнения о необходимости расширения ЛГБТ-прав, подсаживаются на всевозможные проекты с гомосексуальными героями, которые нравятся им "чисто по-человечески". Как следствие, зритель задумывается над вопросом: действительно ли геи столь ужасны, каковыми рисуются в консервативном воображении? Или на самом деле не все так страшно? После этого в головы ранее несогласных закрадывается совсем уж крамольная мысль о том, что если геи с лесбиянками отнюдь не чудовища, то почему бы не предоставить им "простые человеческие возможности".
Несомненно, эта волынка с выяснением подноготной и рассказами о страшной гей-пропаганде будет продолжаться еще не один год, но голливудская машина действует по принципу "собака лает - караван идет". По крайней мере, тема "героических" однополых поцелуев и "геев за деньги" постепенно сходит на нет, становясь не такой уж актуальной. Журнал "Аdvocate" тем временем оглядывается назад, в прошлое, когда фильмов с гомосексуальной тематикой было значительно меньше, и с грустью отмечает, что некоторые из выдающихся актерских работ в подобных лентах не были оценены по заслугам. Конечно, всевозможных поделок с нелепой клоунадой хватало всегда, но в данном случае речь идет о действительно достойных картинах, которые принято оценивать с должным уважением и даже благоговением. Итак, вашему вниманию - 15 актерских работ, которые, как считает редакция, были обделены Оскарами, хотя целиком и полностью их заслуживали.
Мэтт Дэймон в "Талантливом мистере Рипли"
Журнал полагает, что за роль Тома Рипли, гениального мошенника, умеющего подделывать чужие подписи, документы, голоса, и вообще - выдавать себя за другого, - Мэтт Дэймон должен был получить Оскара в категории "Лучший актер". Дэймон тогда номинировался на множество премий, включая Золотой глобус, но ни одну из них не получил. А мимо Оскара пролетел со свистом, поскольку киноакадемики не посчитали его исполнение достойным. "Advocate" считает это позором, поскольку игра Дэймона в "Талантливом мистере Рипли" по его мнению - самая прекрасная работа, которую Мэтт когда-либо демонстрировал на экране. Интересно, что другой известный актер, Джуд Лоу, также снявшийся в этой ленте, номинировался за нее на Оскара в категории "Лучшая мужская роль второго плана". А вот замечательную игру Дэймона в Киноакадемии пропустили мимо ушей.
Шэрон Стоун в "Основном инстинкте"
В этой культовой ленте красавица-блондинка с IQ в размере 154 и несостоявшейся ученой степенью по химии исполнила роль Кэтрин Трэмелл. Кэтрин была писательницей, бисексуалкой и хладнокровной убийцей. В те времена гей-публика от подобного сочетания была совсем не в восторге, по причине чего даже бойкотировала фильм. Ей в очередной раз показалось, что представителей ЛГБТ стремятся выставить в кино как склонных к насилию распущенных извращенцев. Но с момента появления фильма в кинотеатрах прошло 17 лет, некоторые эмоциональные оценки устарели, а сама Шэрон столь активно поддерживала равноправие геев, которых всегда считала своими друзьями, что и на ее героиню взглянули по-другому. И поняли - по крайней мере, некоторые, - что за эту роль Стоун заслуживала Оскара. Хотя многие по-прежнему не согласны с этим не по факту качества актерской игры, а все из-за того же совпадения в одном персонаже бисексуальности и склонности к убийствам. По той же причине кое-кто по-прежнему дуется на Дэймона в "Талантливом мистере Рипли".
Нэйтан Лэйн в "Птичьей клетке"
Полностью поддерживаю и горячо одобряю мнение журнала о том, что за роль Альберта Голдмана в "Птичьей клетке" Нэйтан Лэйн - к слову, открытый гей - был достоин Оскара в номинации "Лучший актер второго плана". Американцы сняли эту ленту в 1996 году как римейк французской комедии "Клетка для чудиков", и, как по мне, в сравнении с оригиналом у них вышло ярче и интереснее. Могу показаться субъективной, ибо, как говорят все те же американцы, "абсолютно обожаю" это кино. Нэйтан Лэйн и Робин Уильямс, сыгравшие стареющую, но не унывающую гей-пару, воспитавшую вполне гетеросексуального, и главное - весьма достойного сына, - были в нем великолепны. О да, конечно, претензии в адрес их персонажей со стороны отдельных представителей квир-сообщества тоже неслись: дескать, набор стереотипов и прочее бла-бла-бла, которое мы регулярно слышим от поборников мускулистых тел, по-детски наивно полагающих, что если все геи станут мужественными мачо, их тут же резко полюбят гомофобы. Чистой и неземной любовью. Поборников хотелось бы расстроить констатацией одного простого факта: реальность жестока, и заключается она в том, что гомофобы не полюбят нас вне зависимости от того, как мы выглядим. А королевы вроде героя Нэйтана Лэйна из "Птичьей клетки" среди геев тоже имеются и заметно оживляют жизненный пейзаж. За этот фильм Лэйн был награжден премией Актерской гильдии, но Киноакадемией его неоспоримый комедийный талант был проигнорирован.
Аннетт Бенинг в "На острой грани"
Этот фильм был режиссерским кинодебютом Райана Мерфи - человека, который сейчас пичкает зрителей "самым гомосексуальным сериалом современности" под названием "Хор", - и представлял собой весьма абсурдное, но в то же время занятное зрелище, полное шизоидов, неврастеников, чокнутых психотерапевтов и несостоявшихся поэтесс. Именно роль несостоявшейся поэтессы, мнящей себя великой мастерицей рифмоплетства, исполняет в ленте Аннет Беннинг. К середине жизни, после развода с мужем - профессором-алкоголиком - ее героиня находит новую любовь. В лице женщины. "Advocate" уверен, что эта дама со сложнопроизносимым именем Деирдра Берроуз - лучший персонаж картины, и что сама Аннетт заслужила за нее Оскара. На всякий случай напомним, что Беннинг - та самая актриса, которая получила номинацию на премию Киноакадемии за роль матери-лесбиянки в фильме "Детки в порядке". Но в итоге в очередной раз осталась без награды.