Странные мысли приходят в голову после просмотра третьей части "Властелина Колец". Нет, конечно, ни Сам Толкиен, ни кинорежиссер Питер Джексон к теме отношения, думается, никакого не имеют. Только - Йен МакКеллен. И все же, и все же... Это не рецензия в общепринятом смысле слова и не сравнительный психоанализ, нет - так, пустяк, наблюдения восторженного зрителя. А вдруг в этом что-то есть. Свое, родное, всякие там нежности. Спешу успокоить толкиенистов-"натуралистов" - мои размышления это ни в коем случае не покушение на их привычный мир сказочных грез. Мечтайте сами и другим мечтать не мешайте!
Когда мерзкая тварь всадила из своего огромного брюшка релаксирующе-анестезирующий укол несчастному Фродо, а потом запеленала его в кокон, верный Сэм долго тискал друга и хозяина, вопрошая: "Спишь что ль, милый, очнись ж скорей, нас ждут великие дела!" Уж слезы отчаяния обильными каплями стояли на глазах храброго пацана, а он все не знал, что делать... Какой наивный! Так и хотелось в этот момент закричать в темном зрительном зале: "Да поцелуй же ты его, наконец!" Ну, согласитесь, почти цитата из "Спящей красавицы". Думаю, настоящие толкиенисты, услышав сей вопль, согласились бы со мной. Иль нет?!.
Взгляд - о! - что за взгляд! Йен МакКеллен с такой любовью осматривает Вигго Мортенсена, что кажется - сейчас потянется, чтобы обнять его, потом - поцеловать, а потом... Нет, такие тонкости, конечно, "грубым" "натуралам" не заметны, но опытный глаз - ликует. Натуру никаким гримом, никакими париками не скроешь - э -ге-гей! - натуру гея. Но в тоже время - "что такое?" - как говорила тетушка Чарли из Бразилии. Ведь Йен МакКеллен, кажется, любит молоденьких актеров, а тут - парню явно за тридцатник. Влияние кольца?..
Так почему же Питер Джексон на одну из главных ролей выбрал открытого гея? Стоп-стоп-стоп, не надо говорить: актер хороший! Доброго волшебника смог сыграть только добрый и нежный по своей натуре человек. Сплошняком - герои мужского пола. Кто же их еще будет защищать, помогать и любить? То-то!
А какая разница! Достаточно сказать, что исполнитель роли Фарамира настолько до безобразия хорош, насколько просто не могут быть хороши "натуралы", особенно в Голливуде, где все делается сами знаете через что. Но почему-то вдруг совсем не к стати вспоминается цитата из МакКеллена: "Полагаю, что Фродо и Сэм были не первыми господином и слугой, между которыми вспыхнуло чувство любви". Нет, только ничего не подумайте, думайте что думали. Говорю же: цитата совсем не к стати!
А собственно говоря, почему Мерри, нет и писать лучше так: Мэрри? Что там было, в подсознании Толкиена? Что за эгегейство такое? Я уже не говорю о сюжетной линии, где пацаны дружат, постоянно выручая любимого товарища, постоянно обнимаясь, пуская слезу, жертвуя жизнями ради любимого друга. Ах, Толкиен учился в Оксфорде! Подождите, а где учился Оскар Уайльд?..
А знаете ли вы о том, что на роль короля Эльфов сначала пробовали Дэвида Боуи (уж очень он был хорош в другой сказке, в роли короля Гоблинов Джарета). Би-Боуи что-то помешало. Тогда на эту роль утвердили "Агента Смита" Хьюго Уивинга. А помните ли вы о том, как Хьюго классно сыграл лютого травести в фильме "Присцилла Королева пустыни"? Улавливаете ход мыслей Питера Джексона?
Это явно видно. Любители эля, добрые кудрявые ушастики, конечно, это намек на Старушку-Англию, никак иначе. Впрочем, это к нашей теме уже не относится.
Часть первая, нужно посмотреть, чтобы проверить догадки. Мрачная музыка, зловещие тени орков. Трагическая развязка. Слабого до власти, умирающего Боромира нежно держит на руках Арагон. И опять! Что за слова мы слышим от Боромира? "Я бы следовал за тобой, брат мой, мой полководец, мой король". И все по нарастающей! Нет, тут чего-то не хватает. Рыцаря конца, простите, кольца наверняка можно было спасти! Ну почему герои Толкиена не читали Пушкина? И снова мелькнула мысль: "Да поцелуй же ты его, наконец, и он не умрет". Нет, комплексы. Вот если бы Толкиен был чуточку понежнее...
А еще после просмотра киношедевра 2003 года возникает такая мысль: уж если были такие разные трактовки главной саги человечества - Библии, вплоть до "Последнего искушения Христа" и довольно гомоэротического "Jesus Christ Superstar", то не снять ли, к примеру, крепко стоящему на ногах в Голливуде Гасу Ван Сенту "Властелин Колец" на новый ляд? Никита Михалков со своим Меньшиковым все же староваты уже будут для такого проекта.