Главным событием художественной жизни, стал прошедший в Москве в конце января 5-й тематический международный кинофестиваль "Лики любви". Странно, но гомосексуальность, ровно как и феминизм, на фестивале находились в тени. Конкретно "по теме" проходили только два фильма. Один из них - "Потрогай меня" (Touch me). (Реж. Пол Кокс (Paul Cox), цветной, 26 мин, в ролях Гося Добровольская, Клодия Карван.) Сюжет нехитрый: Кристина и Сара - подруги, они доверяют друг другу самое сокровенное. Кристина признается, что устала от своего любовника Родерика, которому наплевать на ее чувства. Саре больше невмоготу делить ложе со Стюартом. Однажды Сара приглашает Кристину отдохнуть в своем загородном доме. Красоты пейзажа, спокойная обстановка заставляют Кристину впервые за долгое время улыбнуться....
Второй фильм с "гастрономическим" названием "Хочешь, буду твоей жареной колбаской?" (Can I Be Your Bratwurst, Please?) (Реж. Роза фон Праунхайм (Rosa von Praunheim), цветной, 28 мин, в ролях Джефф Страйкер, Лузи Крин.)
В этой эротической истории главного героя играет профессиональный "порноактер-содомит" Джефф Страйкер. Сексапильный мужчина приезжает в Голливуд и останавливается в гостинице. Владелец заведения, его мать и все постояльцы поражены красотой и обаянием нового жильца. Старые и молодые, мужчины и женщины, черные и белые - все они без ума от незнакомца. В конце концов они решают пригласить его на рождественский ужин...
Джефф Страйкер производит подобное магнетическое впечатление не только на героев фильма, но и на зрителей. Он поражает как своими специфическими параметрами, так и красотой вообще, низким и певучим, несколько дебильным голосом и неактерской природой существования в кадре.
Эта короткометражка снята режиссером в антураже, сделанном по клише голливудского фильма "Красотка". Кстати, Роза фон Праунхайм - это мужчина. Работа Розы фон Праунхайм - вышколенная немецкая поставангардистская работа - как всегда у нынешних немцев, лишенная легкости и дыхания формы, зато неодномерная и человечная.
Стоит упомянуть еще две картины, в которых "проскальзывает" тема однополой любви. Вот как о них отзывались критики: "Произошедшие на наших глазах события - не более чем грезы разменявшего пятый десяток мужчины, задремавшего на пляже или в зале ожидания. Именно по такой схеме строятся лучшие новеллы цикла - "В ритме самбы" Мики Каурисмяки и "Зал ожидания" Йоса Стеллинга. Пожалуй, именно успех этих двух короткометражек очевиднее всего свидетельствует о тупике, в котором пребывает вечная тема. Фильмы финского и голландского режиссеров напрочь не вписываются в каноны любовной кинолирики: разморенный тучный финн мечтает о близости с танцовщицей самбы, которая в итоге оказывается мускулистым трансвеститом, а стареющий плейбой занимается виртуальным сексом с рекламным плакатом голландских железных дорог. Это не фильмы о любви, а остроумные рассказики о мужском одиночестве и несостоятельности". Вот так безапелляционно отзывается о просмотренном Алексей Медведев в "Ведомостях".
Особого разговора заслуживает фильм "Раскат грома!" (Реж. Курт Макдауэл, 1975).
Черно-белый фильм, снятый независимым режиссером Куртом Макдауэлом, другом и соратником Энди Уорхола, вне сомнения, самый интересный и необычный фильм фестиваля. Смесь жесткого порно, фильма ужасов и пародии на традиционные голливудские картины оказывается не просто необычным и временами возбуждающим зрелищем. Любитель современного кино не может не отметить, насколько из этого и подобных ему фильмов выросли такие посредственные картины, как "Все без ума от Мэри" или "Остин Пауэрс-2".
Достаточно эпизода, когда в дымину пьяная хозяйка дома, где уже много лет не было гостей, слышит стук в дверь. Она начинает судорожно одеваться, красит губы и брови (очень криво, разумеется), одевает парик и, обнаружив, что с трудом стоит на ногах, решает проблеваться. Нагнувшись над унитазом, она блюет, роняет в унитаз парик, достает его, надевает на голову и идет открывать дверь с идиотской улыбкой образцовой американской домохозяйки. Потом кто-то говорит ей, что от ее волос пахнет капустой - мы-то знаем почему!.. Эротические - точнее, порнографические - сцены следуют одна за другой с чудовищной изобретательностью и извращенным юмором. Пока один из гостей трахает резиновую куклу и одновременно мастурбирует себя искусственным членом в задницу, хозяйка наблюдает за ним через дырочку в стене, пользуясь для тех же целей огурцом, который потом подадут к столу. Два охваченных гомосексуальной страстью молодых человека (оба они несколько смахивают на Дирка Диглера - во всяком случае верхней частью тела) сливаются в экстазе, пока третий, сидя на стуле, рассказывает о своей семейной жизни. Венчает все появление огромной самки гориллы, этакой Куин Конг, нежно обнимающей своего дрессировщика, по случаю одетого в женское платье ("Хорошее платье даже мужику к лицу" - замечает один из героев).
Но все это не стоило бы большего, чем еще одна эрекция или еще одна улыбка, если бы за происходящим не чувствовалось чего-то большего. "Раскат грома!" стоит ближе к питерскому некрореализму, чем к заурядной порнухе "Голубой глотки" или интеллектуальной порнухе "Романса": нет сомнения, что для Макдауэла и сценариста Джорджа Кушера (тоже известного независимого режиссера) снимать такие фильмы было еще одним способом медитировать о кино и о жизни. Блистательный финал, в котором героиня стоит в белом платье посреди гостиной и тоном "Американская Домохозяйка Благодарит Господа за Процветание Своей Семьи" произносит монолог о том, что плоть - единственное, что у нас есть и ради чего стоит жить, привносит в фильм ноту печали и отчаяния, столь характерную для середины семидесятых, когда сексуальная революция уже почти пожрала сама себя.
Завершая обзор, можно сказать, что кинофестиваль не продемонстрировал все лики любви, а как всегда показал лишь принятый в обществе фас. А жаль, ведь ежегодно в Америке снимаются десятки достойных фильмов об однополой любви и было бы лучше, чтобы зрители с ними знакомились не посредством плохих пиратских видеокопий, а на широких экранах в хороших кинозалах.