Этот проект - дебютная работа кинокритика Михаила Брашинского "Гололед" - долго держался в секрете, и вот наконец завеса тайны чуть-чуть приоткрылась. 24 января на Роттердамском фестивале состоялась мировая премьера "Гололеда", а в самом скором времени (в начале февраля) фильм будет запущен в отечественный прокат.
Брашинский сразу признался, что ставил перед собой одну задачу - привести зрителя в замешательство. С ней он справился блестяще. Для чего ему, правда, пришлось "выложить все свои мании и фобии как на тарелочке". В результате получился фильм-эксперимент, на добрые три четверти состоящий из крупных планов, с детективной интригой, элементами порно и участием Виктории Толстогановой ("Остановка по требованию", "Дневник камикадзе", "Раскаленная суббота"), Ильи Шакунова ("Горько!", "Женская собственность", "Молох") и Максима Курочкина. К этому букету можно добавить профессионально выполненную работу оператора Алексея Федорова ("Мать и сын", "Молох") и звукорежиссера Кирилла Василенко ("Дневник его жены", "С любовью. Лиля"). Замечательно также, что картина - чемпион по монтажным склейкам: на 70 минут, которые она длится, их больше тысячи.
"Гололед" - не политический фильм в том смысле, в каком бывают политическими газета или телевизионный выпуск новостей. Но если осознавать жизнь как сложную политическую конструкцию, то герои "Гололеда" мчатся сквозь 220 вольт политического напряжения сегодняшней Москвы.
Вибрация Москвы передана Брашинским точно. До "Гололеда" кинокритик десять лет прожил в Америке. Фильм - его реакция на Москву, которую он обнаружил после долгого отсутствия": "Если бы я был женщиной, я бы сказал, что Москва - это мой вибратор. Но я не женщина, и не знаю, что сказать. Москва - это такой аппарат наслаждения, который пользуется тобой. Часто от этого мутит. Иногда - кончаешь".
В фильме рассказываются две истории. Первая - история молодой женщины-адвоката (Виктория Толстоганова), ввязавшейся в странное и небезопасное дело. Вторая - история гея (Илья Шакунов). Истории пересекаются. В то время как адвокат несется вперед, игнорируя знаки опасности, посылаемые ей миром, парень решает проблему личных отношений и поиска своего места в сумасшедшем современном обществе. В определенный момент герой Ильи Шакунова понимает, что партнер планомерно ломает ему жизнь. Он "посылает" его подальше, спивается, бросает работу... Ни о каком "голубом" хэппи-энде и речи нет.
Одна из сцен "Гололеда" снималась в крупнейшем московском гей-клубе "Центральная станция" в марте 2001 года. Год спустя мэрия, которой принадлежало здание клуба, настояла на прекращение его деятельности. Хронологически это совпало с закрытием двух других крупных гей-клубов города.
После Роттердама "Гололед" едет в Берлин - он участник программы "Форум" Берлинского кинофестиваля. А российская премьера картины состоится 5 февраля в Петербурге и 6 февраля в Москве (в кинотеатре "Ролан").
В связи с тем, что в фильме есть "голубая" порносцена, "Гололед" в Москве и Петербурге будут показывать только на ночных сеансах ("Ролан", "5 звезд").