Хотя гей-драма "Горбатая гора" (Brokeback Mountain) и представила американскому обществу эмоциональную правду о романтической гей-любви, поток публикаций о фильме в американской прессе раскрывает глубокие противоречия в отношении американцев к геям и гомосексуальности в целом.
...Об этом размышляет обозреватель гей-журнала "Advocate" Джон Морган Уилсон (John Morgan Wilson).
Накануне российской премьеры картины, которая намечена на 16 марта 2006 года, предлагаем вашему вниманию эту статью.
Теперь, когда "Оскары" розданы и шумиха вокруг "Горбатой горы" пошла на убыль, я бы хотел добавить ложку дегтя в бурное обсуждение этого замечательного фильма.
Я считаю, что "Горбатая гора" является знаменательной вехой в культурной истории геев, которая показывает романтическую любовь между двумя мужчинами весьма чутко и откровенно. И в то же время, ее выход на экраны и большая часть рекламной кампании напоминают нам, что, несмотря на то, что многие "натуралы" могут оценить качество фильма и глубину эмоций, в обществе по-прежнему распространена широкая антипатия к гомосексуальности. Она укоренилась в умах американце. И в том числе среди откровенных либералов и свободомыслящих деятелей Голливуда.
Я имею в виду исполнителя одной из главных ролей, Хита Леджера (Heath Ledger), который в интервью сказал, что ему и Джейку Джилленхолу (Jake Gyllenhaal) (сыгравшему вторую роль) пришлось "напряженно работать, чтобы не рассмеяться", когда они готовились в одной из сцен целовать друг друга. Я не думаю, что он смог бы сказать подобное, если бы говорил о романтической сцене с актрисой. (По крайне мере надо отдать ему должное за честность, когда он говорит о том, что испытывает дискомфорт, целуя мужчину).
Я говорю также и о симпатичном Джилленхоле, который во время рекламы фильма в шоу Джея Лено (Jay Leno show), отметил, что мысль об исполнении "гея-ковбоя" поначалу была для него невообразимой. И если бы несколько лет тому назад кто-нибудь предложил ему прочитать рассказ Энни Прулькс (Annie Proulx), по которому снят фильм, он бы с негодованием отверг даже намек на это. (Интересно, отверг бы он с таким же негодованием предложение прочитать какой-нибудь рассказ с любыми элементами жестокости и насилия).
Я говорю о приветливом Лено, который просто из кожи вон лез, чтобы убедиться, что его телеаудитория понимает - он считает "Горбатую гору" "замечательным" фильмом. И это несмотря на многочисленные гомофобные шутки, звучавшие на протяжении многих лет в его монологах; особенно его реплики в адрес джазового музыканта Кевина Юбэнкса (Kevin Eubanks)... Когда он четко дал понять, что мысль о физической близости между двумя мужчинами просто отвратительна. (Хотя, похоже, он не осознает, что подобное отвращение со стороны неженатого Юбэнкса спустя много лет уже не смешит, а наводит на определенные мысли).
Я говорю о неоднократных напоминаниях в многочисленных публикациях о "Горбатой горе" о гетеросексуальности ее режиссера Энга Ли (Ang Lee) и исполнителей главных ролей, отражающих их явную потребность дистанцироваться от гомосексуальности. (Или, возможно, это всего лишь инициатива журналистов).
Я говорю об их постоянных призывах во время интервью, прямых или косвенных, к зрителям отбросить все предрассудки и рассматривать фильм как "просто прекрасную историю любви", несмотря на ее однополый характер. (Скажем по-другому: мы понимаем, что вы считаете однополую любовь чужеродной и однополый секс мерзким, но, ребята, это же кино, поэтому не позволяйте своей понятной антипатии помешать вам посмотреть классный фильм).
Мы наконец-то дождались фильма, который рассказывает о гомосексуальной любви с тем же уважением, с каким Голливуд долгие годы рассказывал о любви между мужчиной и женщиной. Но давайте не будем себя обманывать, полагая, что большинство гетеросексуалов не испытывает неловкости, когда сталкивается с настоящей однополой любовью и сексом, который и является главным в этом вопросе.
И давайте не делать вид, что внимание к "Горбатой горе" говорит о массовой толерантности и сексуальной зрелости Америки. Несмотря на все свои награды, признание критики и кассовые сборы, в кинотеатрах "...Гору" посмотрело небольшое количество американских зрителей - геи и лесбиянки, а также натуралы, которые и до этого не имели предубеждений... Но это не десятки миллионов, которые покупали билеты на "Страсти Христовы" (The Passion of the Christ) и другие блокбастеры. (Знаю, знаю - идиоты, подобно Биллу О’Рейлли (Bill O’Reilly) из компании "Fox" (речь идет о телевизионном шоу - Gay.Ru), вероятно вырвут это утверждение из контекста и используют его в одной из телевизионных тирад, чтобы преуменьшить значение "Горбатой горы", как он уже делал это со словами других. Но факты остаются фактами, а гомофобия - гомофобией).
Не поймите меня превратно. Мне нравится "Горбатая гора", и я рад, что она есть. Я думаю, это яркий пример того, чего могут достичь смелые и непредубежденные писатели, кинематографисты и актеры, преодолевая собственную прочно укоренившеюся гомофобию. И я искренне верю, что это важный шаг в долгой борьбе за признание геев и их выход из подполья. Определенно положительный шаг, вместе с такими недавними фильмами, как "Капоте" (Capote) и "Трансамерика" (Transamerica), которые показывают геев и транссексуалов живыми людьми из плоти и крови.
Поэтому давайте отпразднуем выход "Горбатой горы", ее достижения и успехи. Но давайте также не будем забывать, сколько антипатии, глубоко укоренившейся в психике, все еще живет и гложет людей. Давайте не забывать, как много еще предстоит сделать в битве за равноправие и достоинство, которая никогда не кончится.