Мюнхенский фестиваль фильмов гомосексуальной тематики, проходивший в середине ноября 1996г., уже в шестой раз организовала небольшая группа энтузиастов совместно с фирмой "Rosebud Entertainment". На сей раз организаторы обошлись без финансовой поддержки - хватило денег от сборов с участников. Удалось заполучить права на показ 40 полнометражных фильмов, в том числе и новых, о которых речь, собственно, и пойдет. Показы проходили всего в двух кинотеатрах. Обращало на себя внимание то, что большую часть публики составляли "розовые", а уж только потом "голубые". Это объясняется доселе невиданным количеством (почти половина) фильмов о лесбиянках. И вообще, на посещаемость организаторам жаловаться не приходилось. Более того, несколько раз фильмы прокручивались по второму разу.
Наибольший отклик в сердцах и душах зрителей получили два фильма: рассказ о первой любви двух юношей со счастливым концом "Beautiful Thing" [1996, Великобритания) и потрясающий норвежский фильм "Sebastian" (1995, не путать с фильмом Д. Джармена!) о первых проявлениях "амурных чуств" 17-летнего главного героя к своему другу Ульфу. По словам присутствовавшего на кинофестивале режиссера картины Стенда Вама, на фильм ходили целыми классами, и он стал очень популярным не только в Норвегии, но и в соседних странах. Сам по себе сюжет о coming out'e довольно прост. Сила фильма в другом: прежде всего в удачном выборе актеров и в их природной привлекательности и таланте. Некоторые сцены из фильма просто незабываемы: эпизод в ванной под болеро Равеля или сцена признания Себастьяна родителям. Зрители были просто очарованы. И влюблены (как и Себастьян) в Ульфа.
Следующим фильмом, который привлек внимание, был "Man of the Year" (1995, США) - рассказ фотомодели о себе самом, о своем триумфе в 1992 г. в конкурсе журнала "Playgirl", но прежде всего о противной Америке, которая не хотела понять его как гея.
Симпатичного парня удалось найти для исполнения главной роли и создателям андеграундового фильма "Hustler White" (1996, США-ФРГ). Фильм удивил чересчур отважными сексуальными сценами и отсутствием женских ролей вообще. Один из режиссеров назвал свое детище романтической стори, в то время как другой, наоборот, говорил о картине как о документальном рассказе о жизни геев на бульваре Санта Моника в Лос-Анджелесе. Я бы все упростил: это черная комедия о гомосексе и деньгах за него.
Абсолютно противоположные чувства породил "Frisk" (1995, США), фильм о темных сторонах нашего сознания, об одержимости, о жажде убивать. Это был самый скандальный фильм, предназначенный скорее для закрытого показа. Многие покидали зал уже в середине сеанса.
Из Франции привезли интересную картину "Full Speed" (1996) о компании молодых людей, поисках собственной сексуальности и расовом насилии.
"Я уже пресыщен такими фильмами, как "Клетка для чудиков", - так объяснил свое решение воплотить собственный взгляд на гомосексуальность немецкий режиссер Кейт Фрелих. Его фильм "The Toilers and the Wayfarers" (1995, США-ФРГ) рассказывает историю 16-летнего Дитера, которым убегает из дома вместе с другом Филиппом. Дитер, не имея денег, пробует заниматься проституцией, быстро получает взамен желаемого проблемы с полицией и в конце концов убегает искать свободу в Нью-Йорк. Черно-белая пленка и убедительная игра Матта Клемпа в роли Дитера превратили фильм в исключительное зрелище.
Замечательную коллекцию фильмов привезли британцы. Кроме вышеназванного "Beautiful Thing", я бы отметил фильм режиссера-женщины Ненси Меклер "Indian Summer" (1996) с Джейсоном Флемингом в главной роли. Это невероятно проработанный и прочувствованный рассказ о жизни со всеми ее нюансами, здесь присутствует и любовь, и дружба, и СПИД, показанные во всей яркости и многогранности. Главная заслуга в этом принадлежит Флемингу, который придал своему Тони, помимо предусмотренных сценарием поверхносности и беззаботности "звезды", еще и боль одиночества и гордость зрелого мужчины.
Новейший (понятно, на ноябрь 96-го) британский фильм "Boyfriends" (1996), самая, наверно, малобюджетная картина из всех показанных, рассказывает о трех геевских парах, которых проводят вместе уикэнд в деревенском доме. Постепенно дело идет к проверке всех трех союзов на прочность. Мораль проста: каждый союз по-своему хорош, хотя и исключителен.
Большое внимание на фестивале уделили и фильмам со спидовской тематикой. Отмечу, пожалуй, только "Nervous Energy" (1995, Великобр.) с потрясающей актерской работой, картину, полную мягкого юмора, зато без приевшихся слезоточивых сцен.
Частью кинофестиваля была и так называемая Gay Propaganda Might - почти трехчасовая программа из десяти короткометражных фильмов со всего мира. Программу открыл местный режиссер фильмом "Spokes" о страстях на крыше дома в последний день своего пребывания в США. Программа "маленьких" фильмов была традиционно супераншпаговой. Скорее, это из-за ее пестроты, эротизма и юмора. И, наверно, самое главное - зритель не успевал начать зевать. Я, впрочем, не зевнул ни разу во время всего фестиваля в Мюнхене. А он, кстати, потом отправился в Кельн и закончился аж 4-го декабря в Штутгарте. Большой был фестиваль...