После того, как Шон Пенн исполнил роль Харви Милка в одноименной ленте и был удостоен Оскара как лучший актер, на этот фильм набросилась широкая аудитория, не заинтересованная в сюжете как таковом, что, конечно же, сослужило добрую службу гей-движению. Хотя речь Пенна, произнесенная им во время церемонии вручения наград, несла не меньшую смысловую нагрузку. А еще все это засвидетельствовало любопытную голливудскую тенденцию, о которой часто говорится в последнее время: персонаж-гей был сыгран гетеросексуальным актером.
Пенн - так же, как и Том Хэнкс в фильме "Филадельфия" (1993) и Уильям Хант в "Поцелуе женщины-паука" (1985), - взял на себя подобную смелость, и его долго хвалили за "отчаянное мужество": ведь гетеросексуал не только сыграл гомосексуала, но еще и - гип-гип-ура! - поцеловался на съемочной площадке с мужчиной!
Но давайте взглянем на проблему с другой стороны. Открытых геев среди актеров не так уж много, однако такие есть! Хотя подобного "кредита доверия" они не получают. Как ни странно, актеры-геи, которые играют геев, внимания критиков не удостаиваются: видимо, те считают, что речь идет о чем-то само собой разумеющемся. В 1997 году Руперт Эверетт исполнил гомосексуальную роль в фильме "Свадьба моего лучшего друга", что было проигнорировано Киноакадемией, хотя со своей работой Эваретт справился блестяще. В этом же году гетеросексуальный актер Грэг Киннер был превознесен до небес за роль гея, пострадавшего от гомофобии, в фильме "Лучше не бывает".
Это смешно. Пожалуй, в такой же степени смешно, как и утверждение о том, что актеры-геи не могут играть гетеросексуальные роли, поскольку зрители этого не поймут. Однако за последнее время количество открытых гомосексуалов в Голливуде - несмотря ни на что - увеличилось, и многим стало ясно, что гетеросексуальных парней им сыграть вполне по силам.
Перед вами - несколько подобных случаев, которые показались нам интересными. Никакого специального рейтинга, никаких приоритетов, лишь несколько главных принципов. В первую очередь, актеры, перечисленные в этом списке, должны быть геями или бисексуалами, причем, не имеет значения, когда об этом стало известно общественности: при жизни, или уже после их смерти. Те актеры, о которых все догадываются, но ничего не говорят, в список не попали, даже в том случае, если мы видим перед собой типичную "балерину", пытающуюся сниматься в боевиках. Не ручаемся за то, что в список вошли все ваши любимые актеры, но уж не обессудьте: лучше упомяните о них в комментариях.
Все перечисленные актеры получали оценку по пятибалльной шкале, для которой мы придумали специальную единицу под названием Стив - в честь Стива МакКуина, самого брутального из гетеросексуальных актеров, которые когда-либо появлялись на экране. Итак, поехали.
НИЛ ПАТРИК ХАРРИС В ФИЛЬМАХ ПРО ГАРОЛЬДА И КУМАРА
В этих комедийных лентах Харрису отводилась роль самопародийного характера: речь идет о таких "нетленках", как "Гарольд и Кумар уходят в отрыв" и "Гарольд и Кумар 2: побег из Гуантанамо". Почему речь зашла о пародии? Дело в том, что каждую неделю Харрис появляется на телеэкранах в сериале "Как я познакомился с твоей матерью", где исполняет роль отчаянного бабника по имени Барни.
В такой же ипостаси возникает он и в этих лентах, что является своего рода разрушением некой "парадигмы" представлений об актере-гее. Справедливости ради стоит отметить, что когда Харриса пригласили сниматься в "...Отрыв", камин-аут он еще не совершил. Но неужели кто-то сомневался в его гомосексуальности? Да упаси боже! В "Гарольде и Кумаре" его персонаж волочился за стрипизершами, со смаком употреблял запрещенные препараты и вообще был крутым мужиком, что выглядело потрясающе смешно с учетом того, что это была издевательская комедия. За нее Нилу Патрику Харрису полагается пять баллов, вернее - пять Стивов, ибо публика ему безоговорочно верит.
СЭР ИЕН МАККЕЛЕН В ФИЛЬМЕ "РИЧАРД III" (1995)
В одной из классических трагедий Шекспира МакКелен играет просто блестяще - даже с учетом того, что публике не сразу удается переключиться на иные временные реалии. Ведь события из мрачной эпохи средневековья здесь переносятся в другую, не менее мрачную эпоху: речь в фильме, в основу которого легла шекспировская драма, идет о 1930-х годах, когда в Европе набирали обороты идеи фашизма. Именно благодаря МакКелену большинство эпизодов, несущих основную смысловую нагрузку, становятся понятными зрителю, вовлекая его в историю заговора, направленного против британской королевской семьи.
Ричард III часто воспринимается как некий гипертрофированный персонаж: актеры, исполняющие его роль в театре, преувеличенно хромают и горбятся, но МакКелен в первую очередь показывает не физического, а духовного инвалида, который стремится обрести власть, нося коричневую рубашку. Эту его работу в кино можно назвать опустошительно пугающей - в самом хорошем смысле слова.
За нее МакКелен получает два с половиной Стива. Почему так мало? Сам актер в этом совершенно не виноват, просто невозможно исполнить роль человека, с головы до ног затянутого в кожаные портупеи и обутого в солдатские ботинки, не вызвав при этом ассоциаций с этакой садо-мазо-королевой. Или наоборот: любая садо-мазо-королева, затянутая в кожу и обутая в солдатские ботинки, не может не вызвать ассоциаций с фашизмом.
КЭРИ ГРАНТ В ФИЛЬМЕ "ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ" (1940)
Конечно, Грант был женат, причем, несколько раз, но все историки в один голос утверждают, что самой большой его любовью являлся актер Рэндольф Скотт, с которым Грант много лет делил "холостяцкий голливудский дом". Грант сделал прекрасную карьеру, был любимцем режиссеров самых разных направлений, порою - диаметрально противоположных, таких как Альфред Хичкок и Ховард Хоукс. Но его роль в фильме "Филадельфийская история" - персонаж по имени Декстер Хейвен, - приходит на ум первым, когда вспоминаешь о Кэри Гранте как таковом. Вне всякого сомнения, это лучшая работа актера в кино.
В сотрудничестве с режиссером-геем Джорджем Кьюкором Грант создал образ человека с отлично подвешенным языком, который по-прежнему испытывает страсть к своей бывшей жене - ее роль исполнила Кэтрин Хепберн. С тех пор Грант и Хепберн надолго стали чем-то вроде образца самой горячей экранной пары. За это Кэри Гранту полагается четыре Стива. Почему не пять? Дело в том, что мужественный персонаж Гранта позволяет себе некоторые слабости, например, занимается дизайном помещений, на что никогда не пойдут крутые мачо. Но это мелочи, поскольку в том, что его герой отчаянно тоскует по любимой женщине, никто из зрителей не усомнился.
АЛАН КАММИНГ В ФИЛЬМЕ "ДЖЕЗИ И КОШЕЧКИ" (2001)
Эту комедию, к сожалению, недооценили - несмотря на то, что она является самой умной и острой сатирой на молодежную звукозаписывающую индустрию. "Омнисексуал" Алан Камминг исполняет в ней роль продюсера, охотящегося за талантами. Однажды под колеса его машины едва не попадают три девушки, которые как раз и являются новой группой, столь отчаянно искомой его персонажем. Следует подписание контракта, запись пластинки, концерты, хит-парады, однако позже выясняется, что продюсер и директор лейбла монтируют в хиты скрытую рекламу: услышав их, подростки бросаются покупать одежду, гамбургеры, пластинки и прочую лабуду. В конечном итоге выясняется, что все это герой Камминга затеял ради своей первой школьной любви - момент, не лишенный дурацкой сентиментальности, - но в целом он просто великолепен и безжалостно комичен.
За эту роль Камминг получает три Стива: дело в том, что его школьную любовь играет актриса Паркер Пози, о которой можно с уверенностью сказать, что поклонников-геев у нее значительно больше, нежели поклонников-натуралов, что и бросает на Алана некоторую тень.
РОК ХАДСОН В ФИЛЬМЕ "СЕКУНДЫ" (1966)
Сегодня этот фильм Джона Франкенхаймера считается классикой кинематографа, однако в свое время он стал еще и большой надеждой для легендарного Рока Хадсона, который рассматривал его как возможность сыграть не просто красавчика-сердцееда, чем ему в основном и приходилось заниматься, а роль гораздо более серьезную. В фильме рассказывается о таинственной корпорации, занимающейся чем-то вроде пластической хирургии. Главному герою ленты, скучающему и всеми покинутому пожилому бизнесмену, предлагают сделку: в фирме обещают его омолодить, в результате чего он сможет начать новую жизнь. Бизнесмен соглашается - и вновь предстает на экране уже в образе Хадсона. Однако быстро понимает, что даже с новым лицом и новым телом в душе он по-прежнему остается тем же опустошенным и глубоко несчастным человеком. Это была сложная роль: молодому красавцу Хадсону нужно было сыграть персонажа, чей внутренний мир абсолютно не соответствует его внешности.
За нее Хадсон получает пять Стивов по полной программе: в отличие от фильмов вроде "Интимного разговора" или "Любимый спорт мужчин", здесь гетеросексуал в исполнении этого актера выглядит стопроцентно убедительным.