Исполнитель одной из главных ролей в фильме "Человек-паук" (Spider-Man) Джеймс Франко украл сердце Шона Пенна. Это произошло в одном из самых ожидаемых фильмов этого года "Милк", биографической драме Гаса Ван Сента, рассказывающей об убитом калифорнийском политике Харви Милке.
Наконец-то Харви Милку (Harvey Milk) воздали должное. Через тридцать лет после убийства политика из Сан-Франциско фильм Гаса Ван Сента (Gus Van Sant) "Милк" (Milk), где главную роль исполняет Шон Пенн (Sean Penn), а Джеймс Франко (James Franco) играет его многолетнего партнера Скотта Смита (Scott Smith), выходит на экраны кинотеатров. Журнал "Time" назвал Милка "первым открытым геем в истории планеты, избранным на важную должность". В 1977 году Милк был избран в наблюдательный совет Сан-Франциско, а годом спустя его вместе с мэром города Джорджем Москоуни (George Moscone) застрелили в здании мэрии. Дэниел Уайт (Daniel White), один из членов совета, выступавший против геев и ушедший в отставку за неделю до убийства, признался в убийстве через несколько часов. Он утверждал, что еда всухомятку обострила его депрессию. В юриспруденции это создало прецедент под названием "защита пирожными", когда обвиняемый утверждает, что какие-то биологические факторы стали причиной его поведения или состояния и привели его к совершению преступления. Уайт был обвинен в убийстве по неосторожности и приговорен всего лишь к семи годам лишения свободы, из которых он отбыл пять, а затем освобожден условно-досрочно. Смит был стабилизирующим фактором для Милка во время подъема его политической карьеры, а персонаж фильма является объединяющим звеном, где Франко тактично поддерживает прекрасную игру Пенна на протяжении всего фильма. Франко и автор сценария и исполнительный продюсер картины Дастин Лэнс Блэк (Dustin Lance Black) обсуждают фильм для журнала "Out".
- Я не знаю, кто из вас, ты или Гас, сказали мне, что "Мой личный штат Айдахо" (My Own Private Idaho) подтолкнул тебя к тому, чтобы стать актером?
- Вероятно, я. Если бы тебе сказал об этом Гас, я был бы очень тронут тем, что он об этом знает.
- Я думаю вопрос даже глубже - что заставило тебя захотеть сниматься в "Милке" и работать с Гасом?
- Можно я сначала скажу об "Айдахо", потому что я неоднократно смотрел этот фильм, даже до того, как сам стал сниматься. По какой-то причине этот фильм что-то во мне задел. Я знаю, что это невероятно важный фильм для гей-кино, но я не был подростком, желающим совершить камин-аут. Я не знаю, что это было. Было как...
- Он не только был важен для гей-кино...
- Нет...
- По-моему, главная заслуга фильма в том, что он вышел за пределы гей-рынка с подобными гомоэротическими историями, так?
- Точно. Я знаю много парней-натуралов, которым нравится этот фильм и которые испытывают к нему такие же чувства, что и я. Поэтому я уже давно стал фанатом Гаса, его фильмов "Айдахо" и "Аптечный ковбой" (Drugstore Cowboy). Мэтт Диллон (Matt Dillon) и Ривер Феникс (River Phoenix) в этих фильмах в некотором смысле выглядят весьма непривычно, но Гас поместил их в определенный контекст, где они выглядят абсолютно убедительно. Они одновременно и дурашливые, и трогательные. Но по сравнению с "Аптечным ковбоем", "Мой личный штат Айдахо" затронул какие-то мои личные ощущения, и мне захотелось смотреть его снова и снова.
- Мне тоже. Это был первый фильм Гаса, который я видел. Я очень любил Ривера Феникса, и когда увидел этот фильм, то был просто поражен. Он полностью изменил мое представление об американском кино. Это было прекрасно.
- На самом деле, когда я посмотрел этот фильм, у меня было чувство, что я боготворю Ривера Феникса, а потом что-то вроде: "Я хочу сыграть бездомного. Я хочу сыграть гея!" Это именно та роль, которую я мечтал сыграть, если бы я вообще когда-либо играл в кино.
- А ты встречался с Гасом раньше?
- Да. У нас есть общий друг, Бен, художник, на чердаке которого я рисовал. Я не знаю, насколько они близки, но они определенно друзья, и он всегда говорил мне о Гасе - это было в тот год, когда "Слон" (Elephant) победил на Каннском кинофестивале. В то время я играл в пьесе "Обезьяна" (The Ape), где был соавтором, и Бен привел Гаса. И это практически все, что я помню во время исполнения этой небольшой пьесы - Гас Ван Сент пришел и смотрит эту пьесу.
- Гас рассказывал мне об этом. Когда он впервые упомянул твое имя в качестве кандидата на роль Скотта, он сказал: "Ты знаешь, я видел эту пьесу, замечательную пьесу". И добавил: "Знаешь, кто на самом деле хороший писатель, которому мы можем позволить прочитать твой сценарий?" А я спросил: "Кто?", и он назвал твое имя и заговорил об "Обезьяне".
- Когда я был в Сан-Франциско, и Гас снова пришел на "Обезьяну", я подумал: "Вот это да!" То, что он меня помнил, стоило того, чтобы написать эту пьесу.
- А как ты узнал о фильме "Милк"?
- Я узнал, что Гас собирается его снимать, поэтому написал ему, что-то вроде: "Гас, я с тобой не общался очень много, но я готов делать в этом фильме все, что ты скажешь. Я хочу быть его частью". Он прислал мне сценарий, я прочитал его, и мне понравилось.
- А ты раньше знал о Харви Милке?
- Вообще-то в школе о нем не рассказывают. После того, как я узнал, что Гас собирается снимать этот фильм, я посмотрел документальный фильм "Время Харви Милка" (The Times of Harvey Milk). А потом попросил рассказать об этом своих родителей, потому что они учились в Стэнфорде, жили в Пало Альто, то есть были рядом с местом событий и, конечно, обо всем знали. Когда я рос, все это просто витало в воздухе, но об этом не рассказывали, в отличие от Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King).
- Да, не в то время. Может, сейчас.
- Надеюсь. И это один из самых важных моментов в создании этого фильма - рассказать обо всем людям, чтобы они знали.
- Ладно, итак, ты всегда хотел работать с Гасом. Ты знал что-нибудь о его стиле режиссуры? Никаких сюрпризов не было?
- Я его большой поклонник. Когда мне выпадала возможность поговорить с ним, я расспрашивал его обо всем, о каждом фильме. Мне кажется, ему нравится говорить о своих фильмах, а я, со своей стороны, проводил собственные исследования. Я прочитал его роман "В розовом" (Pink). На DVD есть его комментарии к фильму "Мой личный штат Айдахо", но по каким-то причинам их не сняли, поэтому есть только аудиозапись его беседы с Тоддом Хейнсом (Todd Haynes). Вам просто надо сесть и слушать эту полуторо- или двухчасовую дискуссию. Она показалась мне потрясающей. Поэтому я знаю много разных историй из разговоров с ним.
- Вообще-то, когда он несчастен, всегда можно узнать. Между ухмылкой и гримасой есть разница, но у него она очень трудноуловима.
- Я не очень много импровизировал, но чувствовал, что если мне захочется что-то сказать от себя, я смогу это сделать. Иногда я бросал какую-то свою реплику, и Гас реагировал что-то вроде: "Да... может в следующий раз ты попытаешься этого не говорить?" [Смеется] Но помимо этого, создалось впечатление, что ему нравятся импровизации, будь это в поведении персонажей или в их репликах.
- Одной из проблем было то, что Скотт Смит уже скончался. Как писателю, мне было трудно писать сцены между Милком и Смитом, потому что их надо было придумывать. А ты проводил какие-нибудь изыскания, чтобы сыграть гея 70-х?
- Да, есть две части этих поисков: одна - более подробное исследование времени и места и того, что значило быть геем в районе Кастро в 70-х. И вторая сторона - найти что-нибудь о самом Скотте. И это оказалось самым сложным. Я должен выразить большую благодарность книге Рэнди Шилтса (Randy Shilts) "Мэр Кастро-стрит" (The Mayor of Castro Street), но там тоже много о нем не говорится. А в документальном фильме 1984 года Роба Эпштейна (Rob Epstein) "Время Харви Милка" он появляется всего лишь на пять секунд - они с Харви целуются, и все. Я как-то ужинал с Робом Эпштейном и Шоном Пенном и спросил Роба, не осталось ли у него других кадров Скотта, которые не вошли в фильм. Роб оказался таким аккуратным, он хранит все записи интервью с людьми, которые не вошли в окончательный вариант фильма. У него оказалось одно интервью со Скоттом, сделанное два или три года спустя после смерти Харви. Это был прекрасный материал. Я всегда немного скептично отношусь к рассказам о реальных людях, потому что у каждого свой взгляд. Когда я играл Джеймса Дина (James Dean), вокруг просто кипели страсти из-за того, каким он был на самом деле.
- Да, это сложно.
- Я разговаривал с друзьями и соратниками Милка - Дэнни Николетта (Danny Nicoletta), Кливом Джонсом (Cleve Jones) и другими, чтобы узнать как можно больше точек зрения на то, каким был Скотт. По-моему, они с Харви были вместе очень долго. Это подтверждает то, что они вместе переехали из Нью-Йорка в Сан-Франциско, то, что они вместе работали в первых политических кампаниях Харви. Похоже, что у них были подлинные отношения, они действительно заботились друг о друге. И мне кажется, что именно такого Скотта мы показали в фильме. Харви был невероятно амбициозным и иногда строил какие-то безумные планы, а Скотт всегда был для него эмоциональной опорой и поддержкой.
- А при подготовке к съемкам в этом фильме, я имею ввиду отношения между геями, тебе пришлось делать что-то отличное от того, когда ты готовишься к съемкам, где показаны отношения между мужчиной и женщиной?
- Как-то во время одной из репетиций проскочила мысль, чтобы Шон и я пошли в квартиру, где у нас потом были съемки, и провели там вместе одну-две ночи, чтобы - не знаю, как сказать точнее - чувствовать себя друг с другом комфортно. Мысль-то проскочила, но в жизнь не воплотилась из-за наших графиков. Я подошел к этим отношениями также, как к любым другим. Когда я работаю с актером или актрисой, с которыми у меня по фильму должны быть отношения, я пытаюсь найти в этом человеке то, что мне нравится. Моим героем в фильме был Шон, поэтому мне нетрудно было найти в нем положительные стороны.
- Ты влюбился в Шона?
- В общем-то, я был в него влюблен еще до выхода фильма "Быстрые перемены в школе Риджмонт Хай" (Fast Times at Ridgemont High). Он снялся в этой небольшой "Трилогии о Бивере" (The Beaver Trilogy).
- Я ее видел! Не могу поверить, что и ты ее видел - ее никто не видел.
- Итак, я был влюблен в Шона Пенна с того момента, как увидел "Трилогию о Бивере". [Сзади нас раздались визги девочек: "Я тебе говорила, что это он! Привет, Джеймс Франко! Поздравляем, что записался на курсы! Ты потрясающий!"]. Спасибо! [Смеется]
- Быть Джеймсом Франко становится тяжело.
- Мы на ступеньках Бруклинского колледжа. У меня только что были первые занятия по писательскому мастерству. Поэтому, они меня и поздравили, что я записался на эти курсы. Я выбрал программу магистра искусств по литературе и программу магистра искусств по кинорежиссуре в Университете Нью-Йорка.
- Боже мой, это даже больше, чем во время съемок "Милк".
- Да. Когда мы снимали "Милк", было немного сложновато. Но как-то я справился. Иногда, когда у нас были ночные съемки, мне приходилось летать по утрам из Сан-Франциско в Лос-Анджелес, посещать занятия, а затем спешить из университета в аэропорт, лететь назад и сниматься в фильме. Но я справился.
- Ты - трудоголик. Ты хочешь отнять у меня работу.
- Если я буду продолжать писать что-то вроде "Обезьяны", то ты в безопасности.
- Да, я хотел бы знать, ты ощущал какие-нибудь флюиды во время съемок, так как на площадке было множество актеров-натуралов?
- Мне показалось, что все прониклись этим духом. Я был восхищен тем, насколько придирчиво относился Шон к тому, как выглядит и говорит его персонаж, он постоянно думал об этом. Насколько целенаправленно он занимался этой работой. И мне показалось, что Эмиль Хирш (Emile Hirsch), который играл молодого Клива Джонса, забияка, особенно не скромничал. Поэтому я думаю, что Эмилю действительно нравилось сниматься в этом фильме. Я не знаю, могу ли рассказывать об Эмиле, но по-моему он даже попросил, чтобы сняли эту страстную сцену с ним и Джозефом Кроссом (Joseph Cross). А я все время думал: "Вот и я в фильме Гаса, и, наконец-то, я нахожусь так близко к "Моему личному штату Айдахо", насколько это возможно, и я сделаю все, что угодно". В фильм вошло не все, но там есть сцена, где я нахожусь обнаженным в бассейне, а вокруг все одеты, и в этом есть что-то неловкое. Я чувствовал себя как девушки из всех этих подростковых комедий, которые выпрыгивают из ванны без бюстгальтера. [Смеется] Но я думал: "Ладно, это Гас Ван Сент. Я сделаю все, что угодно". Я был просто счастлив находится там.
- Ну, а что касается личного аспекта, мне кажется, было интересным то, что никто, похоже, не сжимался от страха, не кривил рот или испытывал отвращение от того, что играл гея.
- Мда, мы кое-что сделали. Я думаю, наш с Шоном поцелуй был в фильме первым. И на это смотрели 200 человек на Кастро-стрит. Я немного нервничал, а это был долгий поцелуй.
- Да, это был трехминутный поцелуй на глазах всех обитателей Кастро-стрит. Все жители улицы вышли, чтобы посмотреть на эту сцену между Джеймсом Франко и Шоном Пенном.
- Даже Армистид Мопин (Armistead Maupin - писатель, гей, прим. Gay.Ru) пришел посмотреть! [Смеется] Это было жутковато. Было бы страшно целоваться даже с девушкой на глазах у всех. После первого поцелуя лед растаял. И потом, после поцелуя, Шон отправил СМС Мадонне (Madonna), своей бывшей жене, и написал: "Я только что лишился девственности, поцеловав мужчину. Я думал о тебе. Не знаю, почему". И она ответила: "Поздравляю".
- Ты лишил Шона Пенна его гей-девственности.
- Да. И еще раз да. Подожди-ка, Лэнс, дай я тебя кое о чем спрошу.
- Меня спросишь? Но на обложку "Out" выносят ведь не мою фотографию.