Москва снова подтверждает свой статус балетной столицы мира. В понедельник завершился очередной фестиваль современного балета Grand Pas-2004. Он прошел на сценах Большого и Малого театров. Зрителям были представлены балетные постановки самых заметных на данный момент танцевальных компаний.
Все было концептуально, качественно, остро... В общем, можно написать множество общих фраз по этому поводу, нагрузить конкретными фактами, именами и датами, но... Как можно пересказать балет? Вам просто придется поверить, что это было неописуемо и незабываемо. Скажу, что хореографы, - таланты от Бога. Танцовщики - им подстать. В результате - очень впечатляющий продукт.
В фестивале приняли участие балетные компании из Великобритании (Random), Нидерландов (Dutch National Ballet) и Соединенных Штатов Америки (Complexions Dance Company и Les Ballets Trockadero de Monte-Carlo). Англичане представили довольно концептуальную программу: балет "Немезида", открывший фестиваль, сопровождался диджейским сетом Scanner’a. Да и остальные их постановки были посвящены симбиозу классической балетной техники и достижений НТП.
Весьма интересно было и на выступлениях голландцев. Хореограф этого коллектива - знаменитый Ханс ван Манен. На пресс-конференции он заявил, что одна из составляющих успеха его балета - это "отсутствие традиций". "Когда после Второй Мировой Войны мы создавали национальный балет Нидерландов, нам было очень легко. Когда нет никаких традиций, ты свободен как птица. Мы могли использовать достижения любой мировой школы", - сказал ван Манен. Ну что ж, ему удалось сделать настоящий балет - свободный, многогранный, утонченный.
О профессионализме коллектива Complexions лучше всего говорили восторженные аплодисменты, которыми танцоров приветствовали на гала-концерте. Это был настоящий шквал эмоций.
В общем, все хорошо, но больше всего мне понравилось это... "Это" - балет Trockadero de Monte-Carlo. Группа волосатых мужчин, переодетых большей частью в женские одежды и исполняющих классические постановки. При этом они всячески пытаются дискредитировать классический балет. Но делают это по-доброму. Комично и стебно. Одного из этих парней мы поймали за кулисами Большого и задали несколько вопросов.
- Ваш балет довольно необычен, а это значит, что в состав труппы должны входить необычные люди. Ходят слухи, что все вы, ребята, геи...
- Ну да, да еще и спим друг с другом (смеется). Не понимаю, почему все по этому поводу заморачиваются? Да, среди нас есть геи. Но мы не видим в этом ничего предрассудительного. Хуже от этого ведь никто не танцует...
- Ваша нарочитая маскулинность в сочетании с пародийным подходом к современному балету не вызывает нападок со стороны его ценителей?
- Иногда нас действительно ругают, но все реже и реже. Мы просто пытаемся сделать классический балет более раскованным, вызвать улыбки в зале. И мы нисколько не пытаемся кого-то оскорбить.
- По какому принципу вы составляете репертуар?
- Этим занимается наш директор. Наверное, мы танцуем то, что нравится ему (смеется).
- У необычного балета должны быть необычные зрители. Кто ваша фокус-группа?
- О, я думаю совершенно разные люди. Но нас очень любят в Японии, там даже есть наш Фан-клуб.
- ???
- Ну да. У нас, видимо, что-то есть от театров Кабуки и Но.
- Насколько тяжело было каждому из вас сделать первый шаг и сменить трико на пачку?
- Не знаю, как остальные, а я не испытывал с этим никаких проблем. Это ведь работа. Да и знаете, иногда приятно почувствовать себя женщиной (хохочет).
Вот так все и было: вызывающие восторг танцы голландцев, доводящие почти до состояния анабиоза "насекомые" англичан, отточенные движения и стеб американцев. В общем, можно написать множество общих фраз по этому поводу, нагрузить конкретными фактами, именами и датами, но... Как можно пересказать балет?