На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на отзывы.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на отзывы.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения подписки на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве и подписки на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено два письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения подписок на отзывы и на дискуссию.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
На указанный вами адрес отправлено три письма.
Пожалуйста, прочтите их и перейдите по ссылкам, указанным в этих письмах,
для подтверждения e-mail в отзыве, а также подписок на отзывы и на дискуссию.
Подтверждение e-mail в отзыве требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Подтверждение e-mail
Спасибо за участие.
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме,
для подтверждения своего e-mail.
Это подтверждение требуется сделать один раз.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".
Подтвердите, что вы не робот
Джентльмены в пуантах...
Расколы в среде почитателей балетного искусства - не новость: появление новых форм, новых подходов всегда рождает противостояние. Но завсегдатаи балетных спектаклей не припомнят таких ожесточенных споров, как в случае с появлением мужского балета. Ничего, казалось бы, странного - но... танцовщики балета (речь идет о Санкт-Петербургском мужском балете Валерия Михайловского) выступают в женских партиях, в пачках и на пуантах. Ожесточенные споры достигли своего апогея - и абсолютно напрасно. Как всегда, мы спорили о том, что уже давно решено в мировом искусстве - ведь основоположники этого, если можно так выразиться, хореографического стиля впервые встали на пуанты еще в 1974 году, и споры вокруг этого непривычного явления в мировой балетной критике давно утихли (об этом разговор чуть позже). На сцене Театра эстрады состоялось первое сольное выступление в Москве театра "Мужской балет России", созданного в ноябре 1993 года: годом раньше они же явились инициаторами и основателями Мужского балета Санкт-Петербурга, выступающего сейчас в новом составе.
С самого момента создания коллектив сопровождают самые разнообразные слухи и сплетни. Что же, артисты знали, на что идут: вряд ли стоило бы ожидать, что подобное вторжение в святая святых балета - исполнение женских партий мужчинами - пройдет незамеченным. Конечно, выступления мужского балета с трудом могут быть оценены с точки зрения пуританской морали и вкуса. Мнения балетоманов по поводу нового коллектива также разделились весьма категорично; зритель же, попавший на спектакль случайно, поначалу относится к предлагаемому действу, как к пародии - в самом деле, представьте себе нежную Сильфиду двухметрового роста, которой романтический Джеймс едва-едва достает до подмышек. И все же гротеск и ирония над капризами избалованных примадонн, устоявшимися штампами нашего балета - не самоцель. Искусное перевоплощение и блестящая техника танца на пуантах быстро заставляют зрителя отдать должное мастерству артистов.
Первое выступление коллектива в декабре прошлого года на фестивале санкт-петербургских театров балета в Москве произвело сенсацию. Тем более рискованным со стороны руководства балета было решение сразу же выезжать на гастроли по Сибири, Поволжью и Уралу - что ни говори, а в столицах все-таки народ попривычнее... Руководитель и продюсер театра Валерий Сергеев считает принятое решение абсолютно верным: сибиряки встречали коллектив с изрядной озадаченностью и настороженностью, сменявшейся впоследствии шумным ажиотажем, и, хотя залы не везде были полными, приглашения на дополнительные гастроли были получены сразу.
На концертах в Театре эстрады коллектив показал свои коронные номера - "Секвенция" Филиппа Глаеса, "Нарцисс" Сулхана Цинцадзе, "Болеро" Мориса Равеля, а также "Классические метаморфозы" из известных балетов.Так совпало, что одновременно с ними (с 3 по 6 марта) на сцене Театра им. Пушкина давала свои первые концерты мужская группа из Нью-Йорка "Балет Трокадеро де Монте-Карло" - отцы-основатели жанра.
Главное отличие американской и санкт-петербургской трупп можно определить сразу - не в пример очень серьезному и прочувствованному подходу питерцев к исполнению женских партий "троки", как их ласково называет американская богема, относятся к своему творчеству с изрядной долей юмора и подают свое виртуозное шоу в гротесково-пародийном стиле. Чего стоят одни имена "балерин", указанные в программке, - например, "Нина Енименимынимова" или "Карина Грудь". При этом профессионализм исполнителей как в балетном, так и в юмористическом искусстве неизменно вызывает восхищение критиков ("Эти невероятные танцовщики заставят вас кататься от смеха", - писала в свое время Los Angeles Times), а своим "почетным гуру" артисты называют Мариуса Петипа. Буквально за год (к 1975-му) коллектив стал известен как в США, так и за рубежом. О них писали не только New York Times, и Variety, но и Village Voice и даже модный журнал Vogue. Участие в фестивалях танца в Нью-Йорке, Париже, Вене, телевизионных программах и шоу упрочило их репутацию.
Труппа выступает не только в театрах, но и в колледжах и университетах, что предопределяет разнообразие репертуара - на все вкусы. Манера и трактовка различных танцевальных стилей, тонкости исполнения женских партий - все передано максимально четко и близко к оригиналу. Классические па-де-де, "Умирающий лебедь" и даже целый второй акт "Лебединого озера" органично соседствуют с оригинальными номерами типа "Я хочу танцевать с тобой в кафе соблазнов". На российских гастролях труппа показала свои лучшие номера, которые снискали "трокам" мировую известность и, несомненно, доставила массу удовольствия нашим зрителям.
Рассказывает художественный руководитель и танцовщик труппы "Мужской балет", Валерий Михайловский:
Моей главной задачей было - не повторять того, чего было так много вокруг. Не забывайте, что ни в России, ни в каком другом месте СНГ труппы мужского балета не было. Был ряд оперных театров, в которых существовали традиционные балетные труппы, силами которых исполнялись классические спектакли (чаще всего одни и те же, так как редкий театр имел свой оригинальный, авторский репертуар). Моя труппа, думал я, должна иметь свое неповторимое лицо, свой почерк, свою индивидуальность. Я хотел, чтобы у нее был свой зритель, который бы знал, что придя на выступление "Мужского балета", определенные вещи он увидит только здесь и нигде более!
Идея создания Мужского балета мне и самому очень понравилась, хотя я понимал, что за этим стоит очень много проблем разного рода. Во-первых, отсутствие репертуара. Ведь все привыкли к тому, что балет - это танец партнера и партнерши, все сюжетные линии которого обязательно связаны с отношениями между мужчиной и женщиной. И даже если герой балета - мужчина, все равно без женщины, казалось, никак не обойтись. У меня возник ряд сюжетов, которые можно было использовать для постановок.
Однажды, как раз в тот период, я посмотрел одну из новоявленных балетных трупп, которые меня поразили архиплохим исполнением бедной классики. Я подумал: "Взять любого мужчину- танцовщика, с ним поработать, и он станцует не хуже тех балерин, которые танцевали в тот злополучный вечер!"
После этого пришла еще одна идея: а не сделать ли труппу пародийного характера? Однако я прекрасно понимал всю серьезность этого вопроса: когда мужчины исполняют женские роли, это влечет за собой опасные ассоциации - скользкие и двусмысленные.
В этот период (начало 90-х) остро не хватало чего-то - на серьезном профессиональном уровне - развлекательного и неординарного, веселого, юморного и зрелищного. А очень хотелось! И как оказалось после премьеры, я не ошибся - наше выступление вызвало огромный интерес. Думаю, что еще какое-то время эта идея будет пользоваться успехом. Наверное, это происходит оттого что мы все стараемся делать на высоком профессиональном уровне, качественно и с отдачей.
В число первых танцовщиков я пригласил тех ребят, которых я знал и с которыми я сталкивался в работе. Мой принцип отбора в труппу был таков: танцовщик должен быть яркой личностью, обладать великолепными актерскими данными, не говоря уже о высоком уровне профессионального мастерства, он должен быть немного лучше, чем стандартный мужчина-танцовщик. Ведь известно, что женский танец отличается от мужского тем, что женщина более гибкая, у нее лучше растяжка, она выше поднимает ногу, это большие, удлиненные позы, длинные выразительные ноги, красивые, мягкие руки, эффектные позы. Я не собирался заниматься не своим делом и хотел только показать отношение мужчин-танцовщиков к женскому танцу. Мы же не собираемся подменять женщину в балете - это никому не нужно. А вот юмор и ирония, с которыми мы все это делаем, пародийность - это в нашем исполнении есть. Причем, если ногами мы делаем все серьезно, даже иногда чересчур, то окраска танца, его нюансы строятся на пародии, юморе и улыбке. Иногда мы даже позволяем себе шаржировать некоторые балетные штампы.
- Поэтому ваши номера - это целый театр?
- Но ведь мы артисты балета. Голый танец смотреть скучно и неинтересно. Мы ведь должны создавать образы, передавать какое-то внутреннее состояние. А что, выйти и попрыгать? Извините, это уже спорт. Ну не напрасно же Майя Плисецкая сказала: "Лучше всех танцую "Лебедя" Сен-Санса я. Но лучше меня - только Михайловский".
Евгений Сафронов, агентство "Inter Media". 2002 год Фото maleballet.spb.ru
На указанный вами адрес отправлено письмо.
Пожалуйста, прочтите его и перейдите по ссылке, указанной в этом письме, для подтверждения подписки.
Если письмо не пришло, проверьте, не попало ли оно по ошибке в папку "Спам".