22 мая 2010 года состоялся второй фестиваль, организованный Нидерландской Ассоциацией Транссексуалов и Травеститов. Побывав в ноябре 2007 года на первом, я решила отправиться туда и в этот раз. Мир трансгендеров притягивает, интригует, завораживает. Необыкновенные судьбы, незаурядные личности... Жизнь и так непроста и запутанна, а этим людям еще и неуютно в собственном теле! Тем не менее большинство из них находят в себе силы жить, как хотят. У одних это означает полную гендерную трансформацию, у других частичную. А третьим операции вовсе не нужны, они и без них ощущают себя представителями другого пола. Или обоих полов. В общем, у каждого свой путь. При этом многие сталкиваются с непониманием, недоумением и даже отторжением окружающих и - что больнее всего - самых родных и близких.
Часть вторая. Часть первая >>
ВСТРЕЧИ, ВОПРОСЫ, ОТВЕТЫ
До следующего семинара осталось немного времени. Его можно было использовать на покупки, наблюдения, новые знакомства. В одной комнате продавались книги, в другой парики, дамские туфли больших размеров, предметы одежды, украшения, в третьей консультировали врач, психиатр, косметолог.
Я заметила, что гости фестиваля ведут себя непринужденно и раскованно, запросто подходят к незнакомым, задают вопросы. Подумала: надо и мне последовать их примеру. Обратилась к необыкновенно красивой и женственной негритянке: "Позвольте сделать вам, комплимент. Вы прекрасно выглядите!" Та, отнюдь не смущенная моей бесцеремонностью, радостно поблагодарила. Женщина, стоявшая рядом, улыбнулась: "Вы бы видели ее года полтора назад: обыкновенный парень, и довольно толстый. А сейчас - какая фигура!"
Я подошла к прилавку с необычной табличкой: "На день стать женщиной": здесь торговали товарами для травеститов. А вот и они сами - две высокие "дамы" в париках, декольтированных платьях, тщательно накрашенные. Похоже, весьма почтенного возраста. И верно, оказалось, что у обеих, точнее обоих, уже есть внуки. "Моя жена дает мне полную свободу, - рассказала первая, - я могу, когда хочу, переодеваться в женские одежды. Но только не дома! Для всех родных и знакомых это остается тайной". "А вы?" - обратилась я ко второй. "Да я, пожалуй, и не травести. Ощущаю себя представителем обоих полов. Веду двойную жизнь, но быть женщиной удается очень редко: несколько раз в году, а мне хотелось бы гораздо чаще. Однако приходится считаться с семьей".
Из одной из комнат послышались громкие голоса. Я приоткрыла дверь: кажется, можно зайти, на меня никто не обратил внимания. Оказалось, что здесь трансгендеров учили, как постоять за себя, отвечать на обидные замечания, противостоять праздному любопытству. Я застала конец урока, доцент-психолог давал последние советы: "Старайтесь реагировать естественно: не опускайте глаза, но и не занимайте сразу позицию защиты. Тому, кто смотрит злобно и недоброжелательно, ответьте прямым и спокойным взглядом, и ваш обидчик скорей всего смутится сам. И кстати, чем больше вы будете уверены в себе, тем меньше на вас будут показывать пальцем".
ТРАНСГЕНДЕР ИЩЕТ РАБОТУ
Семинар о трудоустройстве трансгендеров. Участники - люди самых разных возрастов, но в основном молодые, и, похоже, что многие находятся в процессе трансформации. Как рассказать об этом на интервью? А может, скрыть? Ведь в Нидерландах далеко не всегда просят показать паспорт при приеме работу - достаточно самому занести свои данные в анкету. Заговорил молодой человек: "Я решил ничего не рассказывать. Интервью прошло хорошо. Но при прощании мне сказали: до свидания, госпожа!" "Извините, но вы и выглядите очень женственно", - неделикатно вмешался его сосед. Юноша обиженно замолчал. Другой рассказ: "Когда я оформлялась на работу, биологически была еще мужчиной, но уже принимала гормоны. Я не стала откровенничать и представилась женщиной. Но спустя несколько месяцев все же призналась начальнику - ведь мне приходилось часто отпрашиваться к врачам и брать больничный. Тот отнесся к моему рассказу с полным пониманием и, казалось, даже не удивился. Правда, осторожно заметил, что что-то подозревал: его смущал мой низкий голос. Тогда я доверилась еще некоторым, а потом послала всем сотрудникам электронное письмо. Жаль, что не сделала этого раньше, не было ни одной оскорбительной реакции, напротив, люди проявили уважение и даже восхищение". "Вам повезло, - вздохнула другая участница, - а меня уволили, хотя сначала к моему признанию отнеслись позитивно. Мнение начальства изменилось, когда я начала одеваться и вести себя как женщина. Они не знали, как объяснить это клиентам, ведь в нашу фирму по ремонту и обслуживанию компьютеров часто обращались одни и те же люди. В итоге меня перевели на административную должность, а потом не продлили контракт. Год жила на пособие, боялась нового разочарования. А недавно увидела подходящую вакансию и решилась послать резюме. Во время интервью все рассказала о себе и приготовилась, что будут долго расспрашивать, пытать. Вопросы, конечно, были, но разговор быстро перешел на профессиональные темы. Меня приняли, потому что посчитали хорошим специалистом".
Психологу, ведущему семинар, последний рассказ явно понравился: "Не забывайте, что на своей фирме вы прежде всего не транс, а работник и профессионал. Но, если вы планируете трансформацию или находитесь в ее процессе, то непременно откройтесь коллегам. Не выплескивайте все спонтанно, а тщательно подготовьте признание. И еще настройтесь на то, что будут и негативные реакции ..."
ЧТО ДУМАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО?
В программу фестиваля входили также ток-шоу, выставки, театральные представления, музыкальные номера, дискотека. И выступления политиков: оказывается, голландское правительство обеспокоено проблемами трансгендеров и вовсе не считает их несущественными на фоне экономической рецессии, роста безработицы и прочих насущных вопросов. Слово взяла член парламентской фракции от Партии Свободы и Демократии Аннушка ван Милтенбург. (Это русское имя не так уж редко встречается в Голландии, только ударение в нем падает на второй слог). "Начнем с того, что мы даже не знаем, сколько в стране таких людей, статистика их игнорирует. Почти не проводится просветительной работы, некоторые граждане путают понятия "транссексуал", "травестит", "андрогин", другие убеждены, что это больные, психически нестабильные люди. В результате трансгендеры испытывают массу сложностей при трудоустройстве, дальнейшем карьерном росте, в социальной, да и в повседневной жизни. Считаю, что будущие руководящие работники и менеджеры должны иметь верное представление о трансгендерах, значит, эту тему необходимо включить в их учебный курс. Что касается медицины... Процесс трансформации налажен хорошо, но что потом? Профессиональная поддержка нужна пациентам еще долгие годы. И не только им, но их близким". "Не слушайте ее, - вдруг прошептал мне в ухо сидящий рядом мужчина, - все не так плохо, и наша Ассоциация Транссексуалов уникальна, такой нет ни в одной стране". Я удивилась: "По-вашему, политик преувеличивает?" "Ах, голландцы всегда всем недовольны!" Но все же я прислушалась к последним словам Аннýшки: "Нидерланды могут гордиться толерантным отношением к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, любая их дискриминация запрещена законом. Но почему правительства забывает о трансгендерах? Может, потому что их мало, и у них самих не всегда находятся силы и время, чтобы бороться за свои права? Ведь их жизнь и так не проста! Именно поэтому мы должны им помочь".