Трансвеститы сегодня - настоящие герои. Они радуют нас в ночных клубах, на подмостках театров, они персонажи модных кинофильмов и последних книг. Объединяя в себе мужские и женские черты, они представляют из себя совершенного монстра, умеющего защищать, сражаться и завоевывать, а также страдать, заботиться и любить.
Мы не обижаемся, а только радуемся, когда они несут милую чепуху, кривляются и кокетничают, Это то странное, что делает нашу жизнь реально более живой и непосредственной. Журнал "ПТЮЧ" встретился с двумя удивительными и шикарными трансвеститами - Артемом и Олегом, желающими нам показать это странное свойство травести - умение заставить других восхищаться собой.
П: Как вы думаете, почему мы делаем интервью с вами?
А: В принципе, на сегодняшний день ЭТО интересно.
П: Что ЭТО?
А: Травести.
П: А что такое "травести" в вашем понимании?
А: Это культура, которая сформировалась на определенном этапе на Западе, где-то к 1960-м годам, когда почувствовалась острая потребность в отстаивании своего права, собственной позиции и появилось желание быть таким, каким хотелось. Люди настолько полно стали раскрывать свою индивидуальность, что начали эпатировать окружающих. В нашей стране это еще не сформировалось, но в скором времени, я думаю, охватит более широкий пласт.
П: На Западе трансвеститы уже не вызывают удивления. Их модно встретить в транспорте, в магазине, в кафе. Я уже не говорю о клубах, где драг-куинз - это признак хорошего вкуса. Но в России стать трансвеститом - это достаточно радикальный и даже опасный шаг для самих же трансвеститов. Как вы пришли к этому?
О: Я вообще профессиональный артист, работаю в шоу-бизнесе эксцентриком-пародистом. И для меня перевоплощаться - это привычка. Но пародия - работа, а травести - выражение собственной индивидуальности, это то, как я чувствую, ощущаю, ЭТО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ТО, ЧЕМ БЫ МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ: уникальная возможность прожить эту же самую жизнь, но с иными ощущениями, желаниями, с другим лицом и телом. Иногда мне хочется нарядиться, чтобы стало свободно и легко - обычно это бывает в компании близких друзей. А с Артемом это стало нашим общим интересом, и мы организовали своеобразный дуэт...
П: А когда вы познакомились?
О: Давно, лет шесть-семь назад. Мы не общались близко, были просто знакомы. Мы виделись, встречались. Наверное, ни у него не было ко мне особого интереса, ни у меня к нему. И совсем недавно, где-то год назад, мы встретились на очередной вечеринке и постепенно нам стало любопытней быть вместе.
А: Я выбрал женский образ, потому что женщины могут более свободно себя вести, в них есть то, что я не могу себе позволить как мужчина. Когда я перевоплощаюсь в женщину, я допускаю в себе некоторые слабости.
П: А что ты не можешь позволить себе как мужчина?
А: В силу сложившихся стереотипов мы в себе какие-то вещи подавляем, хотя я считаю, что человек богат тогда, когда он есть то, что он есть. Мужчина подавляет в себе стыдливость, нежность, желание где-то пококетничать, поиграть и культивирует в себе далеко не лучшие качества: грубость, животную жестокость.
П: Вас можно увидеть в клубах, да и то не во всех. А любите ли вы перевоплощаться где-нибудь еще, например, дома, в гостях? Где вы еще устраиваете праздники?
А: Лично я всегда уважаю, и это, наверное, мое кредо, чужие вкусы и пристрастия, и если я прихожу в гости, где мое переодевание может вызвать негативные эмоции, то я, безусловно, не позволю себе настолько раскрепоститься.
В случае, если я приду в дом, где я буду интересен, могу позволить себе все, что угодно.
О: Например, у меня.
А: А что касается родителей... Это люди сформировавшиеся, со своими стереотипами и вкусами, и я не могу их расстраивать.
П: Родители не в курсе?
А: Да, но мать, может быть, инстинктивно догадывается. Правда, мне лично по этому поводу открыто не высказывалась. Отец замечал за мной какие-то слабые моменты, которые непозволительны мужчине в его понимании.
П: Вы говорите о раскрепощенности, о свободе. Смогли бы выйти на улицу загримированными как женщины?
А: Да, буквально недавно мы спешили в один клуб, и я был накрашен, в парике. Выйдя на дорогу, мы столкнулись с неким недоброжелательным элементом, и нам открыто начали угрожать и даже применять насилие.
О: Знаешь, я часто езжу на концерт уже в гриме. Мне настолько наплевать, кто на меня как посмотрит и что скажет. Я даже в метро иногда езжу в гриме. Я очень раскрепощенный.
П: То есть ты грубость достаточно легко переносишь?
О: Да, и потом я не сталкивался с такими людьми, с какими столкнулся Артем. Может быть, потому что у меня такая внешность, такой агрессивный трансвеститский образ. Меня даже прозвали "Огненная леди". Не Милашка. Вот у Артема такой имидж, очень нежные черты лица - такая лапушка, нежная, кокетливая. А у меня имидж - тетка, метр восемьдесят пять, с крупными чертами лица и мужским оскалом. Такой безумный трансвестит. Я люблю все кичевое, когда от меня агрессия прямо исходит. Меня сложно обидеть - я вам не душечка.
П: Но вдвоем вы хорошо сочетаетесь.
О: Да, Артем - душечка, а я такой, ха, некоторый контраст.
П: А хочется шокировать людей? Вы ходите, как Ру Пол, в магазин, позируете в метро, как Андрей Бартенев?
О: Специально этого делать не хочется. Приятно удивлять и радовать людей, но тех, которые понимают и врубаются в это. А к какому-нибудь конкурсу я долго готовлюсь, потому что мне первым делом хочется порадовать кого-то, чтобы было клево.
А: А для меня и другое важно. За долгие годы нашей жизни люди отвыкли от яркости, броскости. Иногда очень приятно появиться в метро, где люди просто едут на работу. Это настолько неожиданно, что, может быть, они потом станут обсуждать это на работе, у них появится тема для разговора и повод задуматься: "А может и мне надо что-то изменить?". Здесь есть, возможно, элемент тщеславия, но все-таки главное не поразить, а больше яркости, ярких красок!
О: Да я помню, мы как-то раз вмести ехали. Я был в мужском, а ты в женском...
А: Люди едут на работу, не совсем проснулись, и вдруг - мы входим... И такое оживление началось, перешептывание - все смотрят на тебя. Но люди еще боязливы. Нельзя их, бедных, в этом обвинять, но они боятся яркости, хотя не совсем понимают это. Люди в силу своих моральных устоев называют это извращением. Они даже не пытаются понять. Им навязали стереотип, и они ему следуют, идут с ним по жизни. Здесь конечно есть большая проблема. Но я верю, что живу в стране, где происходят реальные изменения. Не хочу сказать, что я патриот, это, может быть, звучит высокопарно, но я не хочу жить в Европе или Америке, я хочу жить здесь, в стране, где я родился, где в детстве окружавшие меня люди подарили мне очень много приятных моментов. И я не могу это выбросить.
П: Как вы подошли к своему образу, к своим костюмам? Как все это выбиралось, готовилось?
А: Дело в том, что здесь жизнь все еще не очень приспособлена для трансвеститов. Поэтому работаешь в силу своего воображения, фантазии. Например, туфли, которые были на мне и которые, надеюсь, порадовали немало глаз, я сделал своими руками. Ну, не сами туфли, а общий вид. Здесь заходишь в магазин, и ассортимент не изобилует. Приходится самому, что-то придумывать. Мой образ несколько холодный...
П: Ну а где покупалось платье?
А: Платье мне одолжил Олег.
П: Ага, Олег, вот если сделать такое маленькое учебное пособие для начинающих трансвеститов, куда им можно обратиться?
О: Бывая на гастролях, я захожу в какой-нибудь универмаг, вижу платьице и уже начинаю придумывать, что подошью, что удеру... Где что покупается. Специально ходить искать - такого нет. Ни одной готовой вещи, которую я бы купил и надел, у меня нет.
П: То есть ты шьешь?
О: Да, я беру какую-нибудь вещь, которая мне понравилась, и потом у меня рождается что-то.
А: Здесь все-таки надо быть еще художником. Это главное. Если ты художник, если ты способен... ВОТ НЕКОТОРЫЕ НАДЕВАЮТ МАМИНУ БЛУЗОЧКУ, БАБУШКИНУ ЮБОЧКУ И ПОДРУЖКИНЫ ТУФЕЛЬКИ И ДУМАЮТ - "ГОТОВО"!
Еще важно ориентироваться на вкус сегодняшнего дня.
О: Безусловно, нужен вкус, чтобы чувствовать, что сейчас модно, что клево. Я вот просто не могу взять и одеться. Я на все вещи смотрю со стороны: как бы я отреагировал, если бы увидел на ком-то это платье. Если бы я ахнул, тогда я это надеваю. А если я подумал: "ну, симпатично", - я никогда не надену. Я просто по натуре такой человек, я люблю, я живу этим. Эпатаж - это мое. В жизни я совершенно другой, и никто даже не подумает, что я связан с травести. Я бываю в каких-то тусовках, дружу с людьми, которые меня знают как Огненную леди в женском платье. А в мужском они меня просто не знают, я с ними даже не здороваюсь. Не потому что не хочется поговорить, просто вижу, что они меня не узнают. Что я буду говорить? "Привет, это я, Огненная леди"? Я иногда бываю совершенно другим - и в этом весь кайф.
А: И еще одна важная вещь. Мы не перевоплощаемся в женщин серьезно. В основе переодевания лежит игра. Это все-таки маска. И здесь важно ухватить какие-то острые моменты, которые привлекают тебя в женщине, и более ярко их подчеркнуть. Тогда это будет интересно. А когда ты просто делаешь женщину, это какой-то гибрид...
П: А есть другая точка зрения - Ру Пол, который говорит в своих песнях: посмотрите на меня, я лучше, чем женщина, я - лучшая супермодель мира. То есть трансвеститы высмеивают женщин, пародируют женщин.
А: Вот в этом и есть игра. В этом и заключается эпатаж - я не женщина, я лучше женщины.
П: Трансвеститы высмеивают женщин, и это наверняка раздражает консерваторов?
О: Да, я сталкивался с такими случаями, когда женщина...
П: Поворачивается, плюется и уходит, потому что узнает себя.
О: Но, парень, я действительно лучше, чем женщина! Я лучше наложу грим, лучше накручу парик, оденусь лучше. Просто очень много таких женщин, которые ревниво к этому относятся. Я с этим часто сталкивался, работая в концерте. Я пародирую какую-нибудь российскую там Распутину, Понаровскую. И вот одна певица, не буду говорить кто, она видит, что я лучше нее. У меня мэйк-ап, причесочка, ноги. Она на смотрит - ее аж прям трясет: Кто это? Как это он?
А: Я считаю, что если ты женщина, то не нужно растрачиваться на то, чтобы завидовать. Нужно прежде всего уметь свои недостатки превращать в достоинства. Лично я никогда не пародировал женщин. Считаю, что женщине дан больший потенциал, чем мужчине, и удивляюсь всегда, почему она им не пользуется и выглядит порой так серо. Меня именно это всегда удивляло.
П: Значит, ты все-таки хочешь показать женщине вот, у тебя столько шансов, ты можешь быть такой ослепительной, посмотри на меня. И таки образом ты пародируешь.
А: Нет, я прежде всего сосредоточен на себе и надеваю ту маску, которая мне ближе. А если у женщины возникает негативное чувство при этом, то мне жаль эту женщину, жаль, что она завистлива. Это ее беда. Хотя иногда нужно в человеке открыть что-то плохое, чтобы он изумился и изменился...
П: Какие черты в женщине больше всего неприятны?
А: Неприятны?! Для меня женщина всегда была интересным объектом внимания, потому что в ней слито столько противоположностей. Для меня все равно, падшая она или святая. Она в любых ипостасях интересна. Мужчина в сравнении с ней примитивен, он полагает, что создал свою империю и он властелин этого мира. Но если рассматривать эту проблему глубже и более реально, все-таки в этом мире владычица - женщина.
П: Та женщина, которую ты представляешь, которую ты играешь. А смог бы ты жить с этой женщиной в одной квартире? Я имею в виду хотя бы быт. Смог бы ты выносить ее бесконечные нападки? Сейчас ты говоришь об идеальной женщине. А с обыкновенной женщиной ты бы мог уживаться?
А: Безусловно, я всегда думал об этом. Каждый человек в этом мире одинок, и найти спутника противоположного пола и найти с ним какую-то гармонию, не знаю, смог бы я. Во мне слишком много женственного. Было бы непросто ужиться.
О: Брось ты! Нашел бы такую, которая бы тебя понимала. Они бы на пару надевали платья, бы... Бывают же такие женщины.
А: Я допускаю, что найдется женщина, которая будет понимать меня. Но не всегда найдется женщина, которую я пойму. И в этом есть некоторая сложность.
П: А ты смог бы ужиться не с вампирической женщиной, которую изображаешь, а с обычной?
О: Ты знаешь, среди обычных женщин есть такие милашки. И мне кажется, я бы смог. Я вообще со всеми легко нахожу общий язык.
А: Нет, жить - это вопрос слишком категоричный. Приятней любоваться, издалека. Для меня это что-то недосягаемое, мне хочется сохранить идеал женщины.
П: Давайте поговорим тогда о травести-культуре. Вот мы заходим в клуб и часто видим человека, одетого в женский наряд иногда плохо, иногда очень хорошо, поющего, раскрывающего рот под фонограмму? Что это за традиция?
А: Ну, наверное, истоки надо снова искать на Западе. Когда ты открываешь рот под фонограмму, ты сливаешься с какой-то органикой ее чувств, и это интересно передавать.
П: Кто ваши фавориты?
А: Это АББА, Барбра Стрейзанд. То есть опять-таки женщины яркие... Тина Тернер, Грэйс Джонс. Всегда привлекало в женщинах самое сильное, самое яркое.
П: Соотношение травести и хаус-музыки? Хаус-музыка, говорят, во многом пошла отсюда - от переодеваний, от первых гей-тусовок в Нью-Йорке. Когда брали два кассетных магнитофона и смешивали Пэт Шоп Бойз с чем-то там еще. Получался неожиданной такой странный ритм. В общем, возникла хаус-культура. Какова роль травести в этой культуре сегодня?
А: Я очень люблю эту музыку. Она меня ни к чему не обязывает. Я не должен делать стереотипных движение. Я могу импровизировать. Слушать эту музыку и движениями, жестами ее как-то обозначать. Мне это интересно.
О: Я стал переодеваться и ходить по клубам, куда меня приглашают именно как Огненную леди. И это ПТЮЧ-клуб меня вдохновил заниматься травестией. Я никогда не тусовался в платьях. Это было просто моей профессией. Я ездил на работу. В жизни никогда я этим не занимался, в жизни я нормальный (ну, может, не очень нормальный...) человек. И после "ПТЮЧа" мне захотелось... Мы с Артемом попали туда совершенно случайно. Нас пригласили на Хэллоуин. И что понравилось в этом клубе: нас не отвергли - нас приняли и мы чувствовали себя там полноценными. Очень нужны такие места, где человек может полноценно выразиться, а публика это благодарна воспринимает.
П: А такие специализированные места, как "Шанс", "Премьера", где сам Бог велел быть травести?
О: Совершенно другая реакция.
А: Потому что там встречаются мужчины с мужчинами и женщины с женщинами. И ДИКО. ...ТЫ КАК БЫ НЕ МУЖЧИНА И НЕ ЖЕНЩИНА. И ты для этого клуба несколько чужд.
П: Причина, наверное, в том, что люди, которые туда приходят, опять же не умеют радоваться.
А: У меня есть еще заветная мечта. Хотелось бы создать такой клуб, где хозяевами бы являлись травести. И люди приходили бы туда посмотреть на травести-шоу. А потом уже бар и дискотека. "Премьера" часто проводит такие мероприятия. Но политика клуба сводится к завлеканию, заманиванию публики.
П: А набралось бы у нас травести-шоу?
А: Я думаю, да. Если бы еще нашлись люди, которые помогли бы поставить это все на хороший уровень, то это был бы новый интересный московский клуб.
И я знаю очень много интересных людей, очень много желающих.
Но, к сожалению, нет начальной базы.
П: А что ты скажешь о "Поющих королевах"?
О: Я довольно давно знаю основателя этой группы.
П: Вообще, это единственная группа?
О: Нет, первая - это "Шоу Мадам Колибри".
Они десятилетний юбилей в этом году отметили.
П: Ничего себе. Где же они выступали все эти 10 лет?
О: Первый состав это Зарубин (актер Сатирикона) и Андрей (он недавно умер - царствие ему небесное). Может, ты видел? Один худой, другой полный. Ты представляешь, что такое 10 лет заниматься этим в то время. Они начинали на каких-то квартирах, на каких-то модных тусовках.
Я не знаю, можно ли "Поющих королев" назвать шоу трансвеститов, потому что у нас многие наденут платья, накрасятся и уже думают, что это шоу трансвеститов.
А: Их лидер Леша Петров боится делать что-то новое. Десять лет это было интересно и актуально. Теперь уже не соответствует духу времени. А трансвеститы должны быть впереди.
О: Тут в чем кайф? Можно такое воротить...
А: Они должны определять культуру.
О: Ты понимаешь, вот в чем кайф шоу трансвеститов: номер, который происходит на сцене, - это мини-спектакль. Не просто парень, одетый в женскую одежду вышел на сцену и открывает рот под фонограмму, потом вышел другой - тоже попел, ушел. Ты сделай действительно шоу, с балетом каким-то безумным; яркость, "китчевость", утрированное все такое. Вот в чем проблема наших групп.
А: Они делают элементарно: например, берут песню Мадонны 1995-го и одеваются под Мадонну 1983-го. И потом Мадонна вообще никакого отношения к травести не имеет.
П: А кто имеет?
О: Я считаю, что трансвеститы должны петь сами, чтобы это были какие-то безумные песни, безумные аранжировки, чтобы это было свое что-то.
А: Сейчас это очень практикуется. Появились сестры Queen, а также Ру Пол. Вот это интересно.
О: Вот, в чем дело. А то очень много есть песен красивых. Там, АББА, Барбра Стрейзанд. Но это АББА, это Барбара Стрейзанд. Ты сделай что-то свое.
П: Вы готовы спеть?
О: Я - с удовольствием. Во-первых, я могу петь: я делаю пародии, это моя профессия, я пародирую голос, пародирую тексты. Вот это действительно будет шоу: ты такая милашка и вдруг безумным низким голосом запел какую-то песню, за спиной у тебя меняются декорации, ты сначала в плаще, потом в купальнике, на тебе что-то рвут... Что-то все время происходит на сцене.
А: Не всякий обладает тем, чем обладаешь ты, - голосом. Я считаю, что можно какие-то очень интересные вещи брать и интерпретировать.
П: То есть как-то стильно, по-новому подходить к старым вещам?
А: Да, безусловно. Например, у нас с Олегом есть идея сделать новую АББУ, с каким-то новым шармом.
П: Какие сюрпризы вы любите преподносить больше всего?
А: Вообще, люблю удивлять. Любой сюрприз - это неожиданность, даже для самого себя.
П: Тогда такой неожиданный вопрос: как вы относитесь к детям?
А: Дети - это цветы жизни. Я всегда смотрю на какого-то ребенка, и меняя привлекает в нем чистота и наивность. Во взгляде, в движениях. В нашем представлении слово "дурачок" имеет негативную окраску, это что-то плохое. А в этом слове очень много искреннего и непорочного.
П: А представляешь ли ты себя воспитывающим ребенка?
О: В детстве я воспитывал племянника.
П: Каким бы ты хотел, чтобы он вырос?
О: Хорошим.
П: Что бы вы хотели сказать людям, агрессивно непонимающим. Человеку, который бы хотел на вас напасть, унизить, ударить?
А: Главная ценность - это понять друг друга. Может быть, это фатализм. Ну, суждено мне получить. Этого не избегнешь. Ну, попался я ему на этой дороге. Но все-таки я считаю, что понимание - это высшая ценность человеческого общения. И уважать другого.
О: Я просто молю Бога. Если на меня кто-то косо смотрит, я улыбнусь и подумаю про себя: Слава Богу, что я не такой, как он и как те, кто меня не понимает. Хорошо, что я такой, какой я есть, и что я тусуюсь и общаюсь с теми людьми, которые не такие, как все. Я просто рад.
А: Ты заметил, что даже во взглядах у нас разность. Я идеалист, а он практик.