Одно желанье - на колени встать,
И всласть исполнить музыку минета.
Всей нижней половиною дышать
У юноши прекрасного, как лето.Как, став седлом его велосипеда,
И всю промежность влажную лицом
Вдыхать и пить, все снятие запрета,
И наслаждаться каждым волоском.
Петр Красноперов
Наверное, сейчас уже ни для кого не секрет, что гомоэротические традиции русской литературы набирают силу. Но вот такого у нас, кажется, еще не было. Петр Красноперов считает себя родоначальником русской транссексуальной поэзии. Признаться, до этого термин "транссексуальная лирика" я слышал от Дмитрия Александровича Пригова, отца советского концептуализма. Его же перу принадлежат и эти знаменитые строчки:
(Цитирую по памяти, поэтому пунктуация моя, а не приговская.)
Но это все - постмодернистские штучки, приколы и примочки... Красноперов - "поэт ночного виденья" (как назвала его поэтесса Н. Габриэлян), член бывшего Союза писателей СССР, автор двух официальных сборников стихов - "Осенний кросс" (М., Современник, 1983) и "Зрачок птицы" (М., Советский писатель, 1989). Судьба, во многом типичная для большинства "нормальных" советских поэтов: работал электромонтером, фотографом, механиком ЭВМ, лаборантом, был рабочим геологоразведочной партии, служил в рядах Советской Армии. Со своими стихами дебютировал в 1977 году в "Литературной газете". В 1981 году в составе групп агитпоезда ЦК ВЛКСМ "Комсомольская правда" выступал перед строителями БАМа. Участник VII Всесоюзного совещания молодых писателей.
Из рецензии на первую книгу Красноперова: "Сразу же обращает на себя внимание светлое мировосприятие поэта, восторженное удивление окружающим, доверчивое приятие жизни..." Или вот еще: "Просчетов в книге мало, но они есть. Так, не могу извинить автора за частое использование эпитета "молодой": "утра запах молодой", "бледность пальцев молодых", "глаз молодой холодок", "молодое дыханье метели", "на шее молодой" и т. д."
Из аннотации на вторую книгу Красноперова: "В новом сборнике поэт представлен не только как чистый лирик, но и как автор напряженных стихов гражданского звучания. Осваивая нередко трагические пласты бытия, он открывает читателю яркий, в чем-то фантастический мир своей поэзии".
И вот в газете "Ещё" появилась первая публикация транссексуальных стихов Красноперова, и читателям наконец-то открылось истинное лицо участника VII Всесоюзного совещания молодых писателей. Выходит, не зря рецензент писал, что "может быть, ничего необычного не было бы в такой тонкой, акварельной манере, в таких биологически точных деталях и красках, если бы Автор не приоткрыл читателю, что таится в глубине, так казать, в резерве его поэзии". Я попросил автора до конца раскрыть резерв его поэзии.
Петр Краснопёров
- У меня написано колоссальное количество транссексуальных стихов. Это мой термин - "транссексуальная поэзия". Не гомосексуальная! Я хочу это подчеркнуть. То, что делает Виктюк в театре, кто-то - в балете и на эстраде, я делаю в поэзии. Дальше меня в этом никто не плавал. Я считаю, что моя поэзия - наиболее интересный и глубокий ход проникновения вот в эти сферы. Для меня транссексуальность - наиболее адекватное, органичное психологическое состояние. Я понимаю, что открыт для определенных нападок определенных людей, ведь где-то написано, что мужчине нельзя быть женщиной. Но то, что происходит со многими людьми, говорит как раз о том, что человек по природе своей бисексуален. И это можно объяснить. Через поэзию я пытаюсь прожить свою транссексуальность. Я испытываю таким образом ощущение полноты мира. У "нормального" мужика бывают ситуации, когда ему некуда отступить. У меня есть свой мир - такая область, куда я могу отступить.
- То есть, в любой момент вы способны измениться и стать человеком другого пола?
- Не в любой момент. Это очень интимная вещь, которая касается только творчества. Но вообще, это состояние... Я не знаю, я не встречал еще людей с таким характером. У меня это движение происходит волнообразно: из мужчины - в женщину, и возвращение из женщины в мужчину. Но сам процесс переключения в женщину - для меня это самое главное и основное, пороговое состояние... Это как маленький разряд тока проходит! Даже быстрее! И ты уже другое существо! Ты наполняешься радостью, счастьем! Но это все не для того мира, в котором мы живем, а только для какого-то укромного уголка моей жизни. И только там, в этом уголке, я могу раскрыться полностью и писать свои стихи...
- Когда вы впервые почувствовали себя женщиной?
- Меня "открыла" моя жена...
- Я знаю главного редактора одного солидного журнала, который в отсутствие супруги любит переодеваться в ее белье. Кажется, она об этом догадывается, но относится к проказам мужа вполне снисходительно. У вас была схожая ситуация?
- Мне кажется, многим женщинам это нравится. Но моя жена долго терпела, ей это не нравилось, и в конце концов между нами произошел разрыв. Мы расстались как раз на этой почве. Хотя я был уверен, что мог дать ей в этом состоянии гораздо больше, чем в обычном. Я мог бы ее осчастливить!
- Она считала иначе?
- Она считала, что для меня все это не характерно. И, как ни странно, продолжает так считать.
Петр Краснопёров
- У вас были гомосексуальные контакты?
- Да, были попытки. И в те моменты я был совершенно другим существом и не узнавал сам себя. У меня так резко менялся пол, что я уже не был мужчиной. В этом мое отличие от гомосексуала. И об этом мои стихи.
- А вы никогда не хотели сделать себе операцию по коррекции пола? У нас, кажется, их делают даже чаще и лучше, чем в Бразилии.
- Многие делают операцию, чтобы физически изменить пол. Мне кажется, они многое на этом теряют. Потому что гораздо интереснее жить, совмещая в себе противоположности...
- Но то, о чем вы говорите, очень похоже на шизофрению! Вы сами это осознаете?
- Безусловно. И не каждый способен это выдержать. Мне помогают стихи.
- Значит, гомосексуальные контакты не вызвали у вас чувства удовлетворения?
- Нет. Для меня это был слишком большой эмоциональный удар, я бы просто не выдержал его! Наверное, ко мне это пришло слишком поздно. И я, наконец, понял, что надо что-то делать с самим собой, найти себя, понять, кто же я такой, в конце концов! И я вошел в транссексуальную поэзию. Каждое мое стихотворение - ключ вхождения в состояние женственности. И чем больше написанное мной адекватно женскому строю, тем больше я удовлетворен физиологически. Моя поэзия - это чистая физиология, я живу ей! Транссексуальные стихи я пишу из вожделения. Свой сексуальный заряд, нереализованный в жизни, я преобразую в стихи.
- Наверное, это и есть классическая сублимация?
- А что это? Я не знаю этого слова.
- Сублимация - это вытеснение...
- Нет, у меня это не вытеснение, а замещение, скорее всего. Так что в этом плане я - человек совершенно ненормальный. Я живу своими собственными стихами, со стихами, создаю образ. Как Пигмалион создал Галатею, так я создаю свои образы и живу с ними. Такая жизнь вообще тормозит развитие судьбы человека, не дает ему чего-то добиться в жизни, преуспеть в карьере, на работе. Это миллионы мелких проблем на каждом шагу! Вся моя энергия уходит на то, чтобы организовать свой внутренний хаос. На это ушли годы. Единственное, что я могу делать - это писать стихи...
Петр Краснопёров
- Мне часто снится сон, что я иду по улице в женском платье. У меня есть стихотворение об этом. Но во сне мне становится страшно, когда я вижу себя переодетым. Одно время я пытался выйти на улицу в женском платье, чтобы узнать, как это будет... Но я так и не посмел переступить эту черту. Я реализуюсь только для себя и, может быть, для самых близких людей.
- Значит, дома вы одеваетесь в женскую одежду?
- Ну... Об этом говорят мои стихи. Скучно говорить о том, что я делаю дома наедине с самим собой... Наш мир не любит таких людей, как я. При малейшей попытке переодеться и накраситься я сразу чувствую эту нелюбовь мира. И это лишает меня покоя. Некоторым нужно переодеться, накраситься, выйти на улицу, чтобы сделать вызов всему миру. Они хотят таким образом возбудить свои внутренние ритмы. А у меня они уже настолько возбуждены, что дальше некуда!
- Вы ориентируетесь на возможного читателя, когда пишете?
- Я знаю, что мои стихи кто-то рано или поздно востребует. С одной стороны, сейчас не время для моей поэзии. А с другой - сейчас такое время женственное, удачное для их появления и существования. Они будут существовать! Наверное, эти стихи вызовут неприязнь у большинства - у людей с устоявшимся кондовым взглядом на мир. Вообще, это отталкивает поначалу... А потом - втягиваешься!
- А до публикации в "Ещё" вы предпринимали попытки публикации?
- Нет, это была тайна, в которую не был посвящен никто, кроме близких. Стихи, опубликованные в моих официальных сборниках, и те, что писались для себя, - из разных состояний, они - о разном.
- Какое чувство вызвала у вас первая публикация ваших транссексуальных текстов?
- Это было такое чувство... Все равно что открытое сердце показать всему миру. Я понял, что стал более свободен и в литературе, и в жизни. Про кого-то, наверное, говорят: "Вон, голубой пошел!" А про меня им нечего сказать, я весь - как на ладони, откровенен. Пускай смотрят! Безусловно, это кому-то нравится, и многие будут этим стихам завидовать, потому что так никто не напишет! Тут главное - самодоверие, максимальное приближение к себе: довериться себе так, чтобы полностью раскрыться перед собой. У меня было такое одиночество, что не было другого выхода! Мои стихи - это разговор с самим собой: "Кто же я такой?!" И мне больше никто не нужен. Это трепет, неуловимый трепет - как бабочка, необычная красивая бабочка...