Приехав в Берлин по серьезному, взрослому поводу, я неожиданно для себя оказалась в центре нежного и шумного молодежного развлечения - Парада Любви.
Крупнейшая в мире рейв-пати под открытым небом началась уже с утра. Люди обоего пола с голой грудью и зелеными волосами высыпали на улицу и радостно засвистели в свистки. Большая компания была вся в розовых плюшевых комбинезонах с белыми пушистыми хвостиками и ушками. Уличные торговцы предлагали примкнувшим зевакам украсить себя аксессуарами двух противоречивых видов: садомазохистскими (цепи, кастеты и наручники) и хиппи-экологическими (цветы, цветы, цветы на всех частях тела). Полагалось не выбирать, а надевать и то и другое.
Поразило меня, однако, не это, а обилие мальчиков в юбках. Нигде, кроме показов Жан-Поля Готье, я до сих пор такого не видала. Они проплывали по улицам и стояли (в виде манекенов) на витринах магазинов. Как я узнала, мужские юбки с полок этих магазинов были сметены мгновенно. Вы, конечно, скажете, что при желании мужчины могли бы купить себе юбочку и в дамском магазине, но хотела бы я посмотреть, как бы вы стали ее примерять. А мужчины в юбках именно что мало отличались от вас лично. Если вы думаете, что на них были оборочки, туфли на шпильках и кудрявые парики, вы ошибаетесь.
Мужчины, которые были передо мной, любили женщин, по крайней мере - и женщин тоже, и выглядели вполне маскулинно. Мальчик - в длинной узкой юбке с разрезом (или запашной, как полотенце), его девочка - в брюках, оба на платформах, взялись за ручки и пошли в светлое завтра. Причем, как вы понимаете, танцевать в такой юбке как раз не слишком удобно, так что передо мной был феномен явно идеологического характера.
Тут я поймала себя на крамольной мысли: оказывается, мужчина в юбке выглядит сексуально. Приятно обтянутые ягодицы, разумеется, играют свою роль, и узкая вертикальность вызывает фаллические ассоциации, но прежде всего важно то, что мужчина не боится эту юбку надеть. Ведь в современной культуре у женщин куда больше степеней свободы: захотела - надела штаны, захотела - декольте. Захотела - заплакала и требует, чтоб цветов и чтоб на руках, захотела - не дает подавать себе пальто и вообще самостоятельная. Женщина открыла в себе мужчину - и ничего, мир не рухнул.
У мужчины в этом смысле жизнь более унылая. Большинство мужчин смертельно боится женщины в себе. А бесстрашие и широта мышления - что, собственно, есть сексапильность, как не это? И все-таки мужчина, надевая юбку, не превращается в женщину. О нет. Тут другое. Не думайте, что мужчина в двух соединенных между собою трубах и женщина в цельном куске материи, обернутом вокруг талии, суть нечто традиционное и потому никаких особенных смыслов тут нет. Смыслы просто успешно вытеснены из культурного сознания. Разумеется, женщина в юбке открыта снизу и доступна для мужчины, хотя бы теоретически. Когда говорят, что женщина в юбке выглядит скромно, имеется в виду, что она демонстрирует свою готовность подчиняться (мужчине, начальнику) и символом подчинения выступает легко задираемый подол.
Когда в 60-е годы женщины стали носить штаны в массовом порядке, мужчины забеспокоились, хотя большинство не могло выразить, что их в этом раздражает. Некоторые (особенно вахтеры, деканы и милиционеры в бывшем СССР) проговаривались, что это в принципе неприлично, что у женщин ноги откуда-то растут и что это стало видно. Но в основе, конечно, лежало нежелание отдать женщине право самой решать, когда она будет обнажаться. Ведь носитель штанов гораздо более самостоятелен в процессе их опускания (недавно в Италии даже отказали одной девушке в иске против насильника на том основании, что она была в тесных джинсах, - отказали, может, и несправедливо, но весьма характерным образом).
Но мужчина в юбке - это дело другое. Он демонстрирует вовсе не доступность. Женщина сама, как юбка, бездонна, но у мужчины все происходит на фасаде. Если юбка запахивается спереди, то намек на легкость возможной атаки, конечно, имеет место, и это вполне сексапильно. Но если юбка спереди совершенно закрыта и имеет традиционную молнию сзади, то перед нами чисто монашеский, аскетический вариант. И оказывается - недоступный мужчина привлекателен вдвойне. Эффект скромной монашки работает и здесь: современная женщина может себе позволить желать столпника больше, чем Дон Жуана. Узкая юбка - это вызов.
В общем, уже окончательно ясно, что именно мужчина будет сексуальным объектом XXI века. Уже сейчас на том месте, где обычно на всякий случай присутствовала голая женщина (например, в рекламе автомобилей или холодильников), иногда присутствует голый мужчина. А что? Кому плохо? Красиво же. А если реклама предназначена для женщин, то голый мужчина просто обязателен. Он, например, вгрызается зубами в бюстгальтер (пустой), а реклама гласит "Только для женщин". Или он призывно улыбается, а реклама цинично советует: "Думай, что ты кладешь в свои трусики" (рекламируются дамские прокладки). Мужчина окажется на месте символа и стандарта - где всегда была Женщина вообще (в то время как мужчины имели имена и фамилии). При слове "красота" будет автоматом вспоминаться прекрасное мужское тело, а не женское. Мужчина будет обозначать также таинственное, природное, животное, телесное, что символизирует сейчас женщина. Гражданам мужского пола придется все время чувствовать дистанцию между собой конкретным (с четырьмя пломбами, добрым сердцем, излишним пузом, зато красивой линией бровей) и идеальным Мужчиной с рекламного фото. Еще придется узнать, что в том, что тебя используют, есть очень большие положительные и не меньшие отрицательные стороны. Все это абсолютно неизбежно, и юбку надо готовить уже сейчас. Она, кстати, хорошо скрывает несовершенство ног.