У русского гей-туриста славный бельгийский город Антверпен до недавнего времени не вызывал никакого интереса - когда железная дорога начинается в Париже, а заканчивается в Амстердаме (или наоборот) думать о Бельгии вроде как грешно. Но с появлением в стране мало-мальски изысканного представления о моде, и мы наконец-то обратили свои взоры на Антверпен, ибо город этот уже лет 15 как считается северной столицей стиля и дизайна.
Все началось еще в конце восьмидесятых - именно тогда появился один из самых величественных тандемов в моде под названием "Антверпенская шестерка". Шесть выпускников местной королевской академии изящных искусств взбунтовались против навязываемых педагогами "модных стереотипов", а заодно и против бывших тогда актуальными тенденций. Объединив усилия, Вальтер фон Бирендонк (Walter Van Beirendonck), Энн Демельмеестер (Ann Demeulemeester), Дрис фан Нотен (Dries van Noten), Дирк фан Шене (Dirk Van Saene), Дирк Биккембергс (Dirk Bikkembergs) и Марина И (Marina Yee) в 1988 году взорвали Лондонскую неделю моды своими декадентскими коллекциями, неординарным видением моды и нетривиальными идеями, заставившими критиков внимательнее приглядеться к маленькой шоколадной Бельгии. Кроме, пожалуй, Марины И, занимающейся ныне театральными костюмами, все имена из шестерки нынче на слуху - все отлично продаются.
Прибавьте к этому культового дизайнера Мартина Маржелу (Martin Margiela), который закончил ту же королевскую академию, но несколько раньше или пошедших по стопам шестерки Рафа Симонса (Raf Simons) и занимающегося мужскими коллекциями для дома Dior Криса Фан Аше (Kris Van Assche). А если и этого мало - вспомните прекрасного дизайнера Веронику Бранкино (Veronique Branquinho), а также A.F. Vandevorst, Bernhard Willhelm, Stephan Schneider...Всех этих модельеров с трудновыговариваемыми именами принято считать адептами концептуальной моды. Но, если посмотреть на почерк каждого в отдельности, понятие концептуальности несколько размывается - Дрис Фан Нотен любит яркие цвета и индийские мотивы, Энн Демельмеестер мастерица сложного кроя и цвет в свои коллекции допускает очень осторожно, Раф Симонс, начав сотрудничать с домом Jil Sander, ушел в несколько аскетичный минимализм, Дирк Биккембергс и вовсе сосредоточился на чем-то очень спортивном, все меньше похожем на нормальную одежду.
Я это все к чему. У нас эти дизайнеры продаются всего в нескольких бтиках, и русские баеры очень уж любят накручивать на них цены. Тоже самое происходит и в других странах кроме, разумеется, самой Бельгии - поэтому будьте готовы к тому, что в будний день, в 10 утра, как только откроются антверпенские магазины, вам еще придется побороться за кардиган от Фан Нотена с богатыми американцами или вездесущими японцами.
Еще один плюс шопинга по Антверпену - здесь всегда все есть - потому что почти все бельгийские дизайнеры верны своей Родине и какой бы ажиотаж вокруг них ни создавался, они никуда не собираются переезжать.
Итак, если решились ехать, скорее всего прибудете в Антверпен на поезде. Из Парижа сюда ехать 2 часа, из Амстердама чуть больше, из Брюсселя - 40 минут. Выйдя на центральном вокзале, не стремитесь побыстрее его покинуть. Он один из самых красивых в Европе. Например, поезда прибывают сюда на разные этажи - выглядит это очень эффектно! Рядом с вокзаклом, кстати, находится магазин русских товаров Matreshka. Если вы давно в Европе и соскучились по черному хлебу и соленым огурцам - милости просим на перекус. Перед концептуальным шопингом.
Сам шопинг совершать весьма удобно - мало того, что центр Антверпена можно за час обойти пешком, так еще и все стратегически важные точки расположены чуть ли не на одной улице - Nationalestraat. До нее от вокзала можно пройти по центральной Meer или доехать на местном метро, в котором вместо длинных поездов ходят двухвагонные трамваи. Ваше направление - трамваи до станции Linkeroever, а выйти нужно на третьей остановке после вокзала - Grooenplaats.
Тихая Nationalestraat в последнее время стала одной из главных торговых артерий города.буквально с первого дома начинаются магазины-магазины. Тут минималистичные предметы интерьера, там распродажа женской одежды больших размеров от какого-то разорившегося дизайнера...Но настоящая жемчужина этой улицы - дом номер 16, в котором находится бутик Dries van Noten. Сюда можно ходить не только за одеждой, но и просто на экскурсию. Дизайнер выкупил под этот магазин старинное городское здание и очень кропотливо его отреставрировал. Весь второй этаж посвящен мужской коллекции. Такого ассортиментного разнообразия не встретится больше нигде. Все подиумные вещи представлены не только в "подиумных" цветах. Иногда даже продавцы и вовсе принимают заказы клиентов, желающих "такой же, но с перламутровыми пуговицами". Кстати, даже если вы и не собираетесь тратить 200 евро на цветной кардиган (в Москве такие же будут стоить все 500) - продавцы не будут глядеть на вас буками, наоборот, посоветуют, где поесть в городе, где потанцевать вечером, расскажут, где ест и танцует хозяин магазина.
Далее по курсу вас ожидает гигантский бутик японца Yohji Yamamoto и скромный монобренд Veronique Branquihno. Оглянуться не успеете, как Nationalestraat перейдет в Verlastraat, на которой самый стратегически важный объект - бутик Ann Demeulemeester. Дама эта преобретает все большую популярность в России - ее кеды с замысловатой шнуровкой начали подделывать с интенсивностью, с какой до этого подделывали лодочки Louis Vuitton. Кстати, цена на кеды, хоть и выше, чем стоимость подделки, но максимум на 100-150 евро. Плюс, рабочий кабинет дизайнера находится в самом магазине - между этажами. 2 раза в день она выходит в зал на втором этаже, чтобы покормить белоснежных голубей, являющихся своеобразным символом этого бутика. Говорят, Энн охотно идет на контакт со своими поклонниками, если вы, конечно, владеете английским, немецким или фламандским (на котором говорят в Бельгии).
Кстати, центральными улицами дело не ограничится - вам рекомендуется сворачивать в каждый переулок на обратном пути. Ибо в St. Antoniusstraat притаился лофт-бутик еще одного ветерана антверпенской шестерки - Вальтера фон Бирендонка. Нынче маэстро не только занимается собственными коллекциями, но и преподает в той самой Академии, против которой некогда взбунтовался. В его гигантском белоснежном магазине (дверь, как в гараже, открывается, если позвоните) продаются и коллекции особенно талантливых студентов. Большая часть вещей выглядит предельно смело, стоит все очень дорого - за простую белую майку могут попросить 300 евро, цена на сумасшедший шарф ручной работы может выйти за пределы тысячи европейских рублей.
Чуть дальше от лофта находится самый стильный мультибренд Антверпена Verso (lange gasthuisstraat 11) - это что-то вроде нашего ЦУМа, в котором продаются не только местные дизайнеры, но и попсовые бренды от Balenciaga до Dolce and Gabbana. Но спрашивать у продавцов лучше про вещи от Raf Simons, у которого нет собственного бутика в городе.
Наверняка большая часть нашей аудитории изумится неадекватности автора этой статьи - ехать в Антверпен, чтобы купить шарф за тысячу евро - это даже не смешно, а страшно. И тут я открою вам несколько ценных секретов. во-первых, местных дизайнеров заведена щедрая традиция 2 раза в год распродавать вещи из прошлых коллекций с большими скидками. Это случается не в сезон распродаж, а весной, в апреле, и осенью, в октябре. Распродажи длятся по 2 недели и проходят не в бутиках, а в офисах дизайнеров. Подробности можно узнать у продавцов, которые, кажется, знают все (не только про своих хозяев, но и про соседей). Во-вторых, если промахнулись с "офисными" распродажами - зайдите в стоковые магазинчики, которые находятся на тех же улицах, что и бутики монстров моды. Например, Labels (Inc. (Aalmoezenierstraat 4) - он хоть и маленький, но очень толковый. Здесь можно отхватить фееричные брюки от той же Ann Demeulemeesteer за смешные 60 евро. Тут же разжиться пиджаком от Christopher Broich. Сюда каким-то чудом попадают даже аксессуары от главных итальянских минималистов Marni. Все благодаря приветливой хозяйке, не допускаюей в магазине случайных и дорогих вещей (самая приятная комбинация!). Если понравитесь ей - она подскажет, какие еще дисконты стоит посетить. Апофеоз экономии - местные винтажные лавки, в которых среди груды барахла можно отыскать английское твидовое пальто за 20 евро.
В-третьих, страсть жителей Антверпена к дизайну проявляется не только в ценах на одежду - у города замечательная архитектура, общая сдержанность которой контрастирует с невероятным количеством фешн-фриков на улицах. Обычно они активизируюся ближе к выходным - фотографы, молодые модельеры, стилисты, художники...Городская богема выглядит очень ярко и замысловато - каждого второго хочется сфотографировать.
Ну а если и этого мало - Nationalestraat вообще легко не заметить - и сразу пойти на Meer, которая выглядит гораздо эффектнее. Набор магазинов стандартно-европейский - здесь вам и Zara и H&M (и не один, а несколько!). а затем взять в туристическом офисе карту достопримечательностей и посетить музей моды и дизайна. Там тоже все очень красиво. И цены совершенно не расстраивают, потому что их нет.