Коллекции Вячеслава Зайцева всегда являются украшением праздника. Мы говорим с кутюрьюе о моде, унисексе и Джанни Версаче.
- Правда ли, что Юдашкин, чьи коллекции активно раскручивались на Неделе Высокой Моды - это отечественный вариант Версаче?
- Считаю бестактным анализировать популярность Юдашкина. Как профессионал, могу заметить, что его блестяще раскрутили. Он сумел, будучи далеко не глупым человеком, найти в себе силы и доказать: имея хороших партнеров, можно завоевать право быть одним из лучших.
Другой вопрос, кто стоит у него за спиной. Но это может сказать (хотя никогда не скажет) только сам Валя. Ведь задействованы огромные деньги и очень серьезные люди.
Что касается соотвествия Версаче - Юдашкин, то да, что-то есть. Не успел Версаче отойти от тех принципов работы, которые ему навязывали, и попытаться вести дела самостоятельно, как его убрали. За ним стояли влиятельные мафиозные структуры, хотя сам он был совершенно классным мужиком и отличным художником. Но, попав в этот круг однажды, вырваться уже практически невозможно.- А как же популярная версия о гомосексуальных мотивах убийства?
- Да что вы! Это все полная хренотень. Я знаю это из достоверных источников. Я ведь часто бываю в Париже.
- Как в таком случае вы оцениваете коллекцию обуви Аллы Пугачевой - она рисует эскизы сама или просто продала свое имя?
- Сегодня, имея и деньги, и влиятельных друзей, можно легко раскрутить любое дело. Без голоса - стать звездой эстрады, без профессиональных знаний - модельером. Есть деньги - купишь диплом, звание, положение.
Что касается Пугачевой... Фирме, производящей обувь, понадобилось имя выдающейся певицы, и она его получила. Это обычный для Запада рекламный ход. А Алла Борисовна в данном случае лишь свадебный генерал. Но, повторяю, за всем этим стоят огромные деньги.
- Вы завидуете?
- Скорее восхищаюсь тем, что появились люди, которые правильно делают деньги.
- Отличаются ли от общепринятых на Западе стандартов топ-модели "Театра Славы Зайцева"?
- Мои модели спортивны, подтянуты. Мужики смотрятся, как настоящие мощные мужики, а не как модные пару лет назад тринадцатилетние обсоски.
- Кажется, вы не очень-то жалуете унисекс?
- Я пережил все это в семидесятые годы, тогда это было мне интересно. А сейчас меня вообще не интересует мода в чистом виде. Я работаю над стилем, иду своей дорогой уже тридцать пять лет. Унисекс сегодня ближе молодежи, тем, кто еще не прикасался творчески к этой проблеме.
- Где можно купить одежду от Зайцева?
- Только в моем Доме моды. Хотя долгое время у меня были контакты с "Люксом", с магазином "Весна", с маленькими бутиками. Но возникла масса трудностей с получением денег от проданных моделей, и я решил прекратить подобную деятельность.
- А как же ваши бутики в Париже?
- Сотрудничество с Западом оказалось несостоятельным - мне не повезло с партнерами. Все хотели получить от меня идеи, но никто не вкладывал свои деньги. И я расторг контракты. Устал от халявщиков.
- То есть Запад можно назвать прошедшим этапом?
- Недавно я сделал эскизы моделей для фирмы "Ревьон" - это будут дорогие вещи "от кутюр" из меха. Но возникли неожиданные сложности - французы недовольны популяризацией моего имени, моей одежды.
- Многие считают, что ваши модели элитарны и для простого человека непонятны?
- Этот слух распространяется в прессе уже очень давно. Я стал этаким чужим среди своих и своим среди чужих. Лет десять уже я работаю в двух направлениях - модели для салона, которые абсолютно доступны по цене и эстетике (моя основная клиентура - интеллигенция), и вещи "от кутюр", предназначенные для индивидуальных заказчиков. Последние и приносят основной доход.
- Если не секрет, сколько стоит одежка от Зайцева?
- Что касается вечерних платьев, то тут все зависит от ткани, цена на которую колеблется от двухсот до тысячи долларов за метр. Так что конечная цена где-то 3-15 тысяч долларов. Мужские же костюмы стоят от 300-400 долларов. Это совершенно нормальные цены. Более того - на дневной одежде я практически ничего не имею. Ничего не беру я и за эскизы, тогда как на Западе один мой эскиз оценивается в две с половиной тысячи долларов.
- В России все уверены, что вы не просто состоятельный, а очень богатый человек...
- Я делаю вид, что я богат. А потом - понятие богатства очень относительно. До пятидесяти лет я жил только на зарплату, на приработки из театров, с публикации рисунков. В 91-м состоялась моя первая выставка живописи в Сан-Франциско по приглашению галереи Сержа Сорокка.
Работы хорошо разошлись, и уже на следующий год фирма "Л'Ореаль" предложила мне сделать линию духов "Маруся", названных в честь моей мамы.
Начиная с 94-го года я стал получать гонорары, они дали возможность сделать мой Театр моды своим детищем, помогать Дому моды, создавать свои коллекции самостоятельно. А так, у меня зарплата 320 долларов - не пошикуешь! Без гонораров с Запада я до сих пор оставался бы нищим.
- И все-таки вас знает вся Россия. Интересно, почему вас редко доказывают по телевидению?
- У многих модельеров, Юдашкина, например, просто куплено время на Российском канале. Это мощная грамотная рекламная кампания. Я не вхожу в круг ее интересов.
- Неужели вам не пыталась помочь Наина Ельцина, когда-то интересовавшаяся вашей коллекцией?
- Два года назад в Сочи Наина Иосифовна посетила мой показ. Она тоже спросила, почему до сих пор не видела меня по телевизору. А я ответил: "Это же зависит от вас!". Но телевидение меня по-прежнему крайне редко замечает. Зайцев всегда был чужим. Но он любим людьми, и это искупает все. Как бы то ни было - я очень счастливый человек!
- В мире моды появилось еще одно новое имя - Егор Зайцев. Вы готовы уступить место своему сыну?
- Если бы не я, о Егоре заговорили бы в мире моды намного раньше. Его талант безусловен, а скромность очевидна - он никогда не хотел выбиваться вперед отца. Меня это всегда очень огорчало, потому что я считаю Егора одним из талантливейших людей в нашей моде. Я бы с удовольствием уступил ему место - он должен лидировать.