Всего несколько дней назад 37-летняя Мартина Навратилова, прославленная чемпионка с мужским ударом, как о ней отзывается американская пресса, в последний раз ступила на рыжий гравий парижских кортов Ролан-Гаррос, чтобы сказать "аи revoir". В этом сезоне Навратилова прощается с теннисом. После Парижа в ее планы входит отдых на юге Англии ("так хочется подышать свежим морским воздухом"), затем участие в турнире в Истборне и, наконец, последнее появление на Уимблдоне, где она побеждала девять раз.
"Конечно, для полноты счастья я не отказалась бы подержать в руках почетный трофей в десятый раз, но все равно моей карьере можно позавидовать", - считает Мартина. В начале сентября она отыграет еще US Open и под занавес, подытоживая прощальный сезон, чемпионат "Вирджиния Слимз" в Нью-Йорке.
Несмотря на то что Навратилова, посеянная на Ролан-Гаррос под № 4, проиграла в стартовом матче Мириам Ореманс (№ 54) из Голландии, теннисный мир не устает восхищаться спортивным долголетием "ветеранши". За 19 лет выступлений Мартина ни разу не "выпадала" из лидирующей пятерки. Между прочим, медленные корты Парижа никогда не были у нее любимыми, хотя и здесь ей доводилось побеждать в 1982 и 1984 годах. Крэг Кэрдон и Билли-Джин Кинг ("тренерская бригада" Навратиловой) отговаривали ее от "урока французского". Но та заупрямилась:
- Я ведь выиграла в своей жизни более 1400 матчей, почему же на сей раз обречена "пролететь"? Психологически настроена по-боевому: я по-прежнему на гребне успеха. Но это не изменит мое решение: этот сезон - последний. С меня хватит, и я уйду без сожалений. Столько всего было за это время... Я приобрела много друзей, массу полезного опыта, не говоря уж о заработанных 20 миллионах долларов и громких титулах. А прощаюсь с игрой не потому, что этого требует "физика" или психика. Просто помимо тенниса в моей жизни существует достаточно других интересов. И им пора отдать должное.
Навратилова убеждена, что стала жертвой... собственного честолюбия. Она так высоко подняла планку, что соответствовать установленному стандарту становится все труднее и труднее:
- На старте карьеры я прикладывала все силы, чтобы меня заметили. Я должна была быть на голову выше соперниц, потому что когда у меня выходил великолепный удар, все вокруг делали кислую мину: "Ничего особенного". Зато теперь я выхожу на корт и, еще не ударив по мячу, слышу шквал аплодисментов.
Да, Мартина дождалась признания. Но по популярности все равно не может сравниться с Крис Эверт, любимицей американцев. Добропорядочных янки по-прежнему отталкивают специфические пристрастия Навратиловой. Баскетболистка Нэнси Либерман, "гольфистка" Сандра Хэйни, писательница Рита Браун, певица Мелисса Этеридж... И это еще не полный список пассий американской теннисистки.
Тем не менее за плечами Навратиловой двадцатилетие "ударных побед" - целая эпоха в истории женского тенниса! А впереди вакуум, который предстоит заполнить молодым. Волнует ли Мартину эта проблема?
- Достаточно лишить спорт и, в частности теннис, парочки суперзвезд, как интерес болельщиков стремительно упадет. Я имею в виду Монику Селеш и Джеинифер Каприати. Но не навечно же они покинули корт! Надеюсь, они еще смогут вернуться, несмотря ни на что. Штеффи Граф в одиночку не справится. Возможно, ситуацию сможет выровнять Линдсей Дэвенпорт. Кстати, за последнее время появилось несколько 17-18-летних теннисисток, демонстрирующих вполне приличный уровень. В общем, не думаю, что в профи следует "загонять" в 14 лет. Это просто нерационально.
Трудно предсказать, чем займется Навратилова в будущем. Может, организует свою систему турниров для ветеранов, вернее, "ветеранш"?
- Не уверена, что найдется столько теннисисток, которые и в 40 лет захотят выйти на корт. Но ведь зрителям было бы любопытно! Мужской тур ветеранов подтвердил свою жизнеспособность. Почему бы и женщинам не "подтянуться"? Необходимо укрепить взаимопонимание между игроками и зрителями. Раньше мы были как-то ближе друг к другу. Потом отдалились, и это не на пользу теннису.
Каковы самые памятные матчи у Мартины?
- Наиболее захватывающие сражения разворачивались у нас с Крис Эверт в 70-х - начале 80-х годов, - вспоминает она. - Но были и другие встречи. Одну я запомнила на всю жизнь. Мне было 10 лет. Я проигрывала в третьем сете, но собралась с силами и все-таки победила. Тогда отец меня обнял и сказал: "Я горжусь тобой, потому что ты боролась". Был случай, когда я проиграла на матчболе, и все равно отец остался доволен. Но однажды я выиграла 6:0, 6:0, а папа нахмурился и не пожелал со мной разговаривать: "Ты вела себя безобразно!" Он считал, что теннис - это не только удары и очки, но и достойное поведение. Не все нынешние теннисистки могут получить подобный урок от своих родителей.
...Когда Навратилова покидала Ролан-Гаррос, то символически разбила ракетку. И пусть не говорят, что это дурной пример. В первый и последний раз позволительно.