Мартина Навратилова - самая великая теннисистка современности. Никто не может сравниться с ней ни по числу выигранных турниров (1438 из 1649), ни по количеству заработанных на корте денег. Но не меньшую известность белокурой Мартине принесли ее многочисленные романы... с представительницами своего пола. Даже у самой Мадонны побывала она в постели!..
Все леди делают это
Двадцать лет назад Европа и Америка переживали настоящий теннисный бум. В одних США в 70-е годы играли 60 миллионов американцев, добрую половину которых составляли женщины. И все они хотели быть похожими на царствовавшую в то время на корте Мартину Навратилову, проповедовавшую мужественность и атлетизм. Мартина одевалась исключительно по-мужски, не признавая коротких юбок и платьев. "Я вела себя так, как мне было удобно, - вспоминает теннисистка, - ни потом, ни сейчас я бы ни за что на свете не променяла свой имидж на образ смазливой девчонки, привлекающей парней. С детства я нисколько не расстраивалась, если меня принимали за мальчика, и очень быстро вошла в этот образ".
Мартина Навратилова родилась 37 лет назад в небольшом поселке на склонах Татр. В 1973 году Мартина стала профессиональной теннисисткой, а в 1974 году выиграла Открытое первенство США, за что получила чек на 50 тысяч долларов. Чиновники в Праге отобрали эти деньги, оставив Навратиловой жалкие 200 долларов. Видимо, тогда у Мартины впервые зародилась мысль сбежать из Чехословакии. 18-летняя спортсменка решительно обрывает все связи с родиной и со своими близкими, попросив в 1975 году политическое убежище в США. Так она оказывается в этом "безумном, безумном, безумном мире"...
- С раннего детства я всегда любила женщин, - с удивительной откровенностью рассказывает Мартина Навратилова. - Мне нравилась их мягкость, податливость, нежность... Когда я, совсем еще девчонка, приехала на турнир в Америку, то с удивлением обнаружила, что в этой стране гомосексуализм, например, не считается пороком или - тем более! - преступлением. Для меня это было гигантским открытием. Сомнений не оставалось: я решила остаться в Соединенных Штатах! Я хотела быть свободной. Желала любить и быть любимой, не скрываясь ни от кого.
Билли Джин Кинг, американская теннисистка, берется за чешскую перебежчицу. Вначале она помогала Мартине советами и участием. Затем предложила девушке вместе тренироваться. Ну а потом - "попробовать"... Мартина соглашается и получает большое удовольствие. На следующий день новоиспеченные любовницы решили объединиться и на корте, образовав пару и успешно выступить.
Увы, любовь была недолгой. В 1977 году Мартина была поражена в самое сердце статью и изяществом чемпионки по гольфу Сандры Хейни. Таков уж характер пани Навратиловой: все, за что бы она ни бралась, делать серьезно и обстоятельно. После непродолжительной осады "бастион" красиво пал: Мартина и Сандра стали жить вместе. "Лав стори" была чувственной и сентиментальной. С цветами и проклятиями (со стороны Мартины), со слезами и истериками (со стороны Сандры). Все кончилось так же неожиданно, как и началось: Мартина собрала вещички, побросала в багажник машины ракетки и майки - и исчезла в неизвестном направлении!
После первой ночи Хейли попросила свою новую любовницу об одной любезности: перекрасить волосы. С тех пор Мартина белокурая.
Хейли и Мартина прожили вместе почти три года. Казалось бы, стабильность в личной жизни способствовала профессиональному росту: 10 июля 1978 года компьютер Женской теннисной ассоциации вывел ее на первое место в мировой табели о рангах. Но на следующий год Навратилову словно подменили. Она стала проигрывать один турнир за другим и выглядела очень раздраженной и нервной. Всему причиной были ненасытные сексуальные аппетиты Хейли. Она хотела заниматься любовью с Мартиной не один-два раза в неделю, а ежедневно! В конце концов Мартина должна была выбирать: или любовь, или спорт. Она сделала свой выбор - осталась в теннисе.
Однако разрыв с любимой женщиной дался Навратиловой тяжело. Она оказалась в больнице с нервным расстройством. А когда вернулась в Эспин, где жила, с ней встретился корреспондент "Дейли ньюс". Неизвестно, что тогда нашло на обычно скрытную Навратилову, но она вдруг "раскрыла душу"... На своей рубашке-тенниске, там, где другие спортсменки носят рекламные бирки текстильных и парфюмерных фирм, королева кортов прикрепила розовый треугольник "Экт Ап" - знак Ассоциации гомосексуалов и лесбиянок по борьбе со СПИДом.
Через три дня "Дейли ньюс" вышла с огромной, на всю полосу, шапкой: "Мартина Навратилова: я лесбиянка и горжусь этим!". Разразился грандиозный скандал с самыми неприятными для Мартины последствиями. Общественное мнение Америки возмутилось. Когда Мартина выходила на корт, то с трибун неслись проклятия и оскорбления. Сразу три компании разорвали контракты с Навратиловой из-за ее "аморального поведения". И главное, что власти приостановили процесс предоставления Навратиловой американского гражданства. А в сенате даже стали раздаваться голоса о ее немедленной депортации.
В этих условиях Мартине пришлось на время затаиться в Эспине. Перед широкой публикой Навратилова появлялась только в сопровождении своего агента. Чтобы сбить с толку прессу, она даже дважды поцеловалась с мужчиной. О, как ей это было противно! Снимки с поцелуем появились в газетах, и скандал стал потихоньку затухать.
Мартина Навратилова ушла жить к писательнице Рите Мэй Броун. Это была не любовь, а страсть - всепоглощающая и раскаленная добела! Мартина жила с Ритой два года. Позднее Рита Мэй Броун напишет об этом альковном приключении книгу, ставшую в Америке бестселлером. Но, как известно, с годами даже вулканы затухают: Мартина ушла. Разорвала первой - потом это стало у нее правилом...
В июне 1981 года Навратилова получила долгожданное американское гражданство. А через несколько недель после этого радостного событий она познакомилась с 30-летней шатенкой Нэнси Либерман. Нэнси появилась в доме Мартины как массажистка, чтобы снять с нее напряжение после тяжелого Уимблдонского турнира. Очень скоро выяснилось, что Либерман помимо спины и ног знает немало мест на женском теле, где тоже можно снимать напряжение...
Следующей подругой Мартины стала бывшая Мисс Техас - Джуди Нельсон. Сегодня Мартина называет эту женщину вампиром и воровкой, но десять лет назад она относилась к Джуди совсем по-другому. Хотя Джуди была не первой молодости и имела двоих детей, Мартина влюбилась в нее с первого взгляда. Настолько, что подписала подобие брачного контракта, по которому Нельсон причиталась половина заработанных Навратиловой денег.
Ради Мартины мисс Нельсон бросила мужа, детей и с триумфом пополнила "донжуанский список" теннисистки. Благодаря Навратиловой писательница обрела вкус к пятизвездным фешенебельным отелям, торжественным приемам. Ну а с помощью Нельсон Мартина поменяла свой внешний вид. Ее облик стал более мягким, женственным. И более интеллектуальным! Навратилова отказалась от контактных линз и стала выходить на корт в очках - в оправе, специально сконструированной для нее.
Эта связь была не заурядной любовной интрижкой, а настоящим лесбийским браком: с общим хозяйством, домом. Мартина и Джуди прожили вместе 7 лет, но у всего есть конец. В 1990 году по инициативе Навратиловой грянул развод. Судебный процесс был запутанным и тяжелым. Особенно для Мартины. Ведь Джуди сумела доказать судьям, что они были "полноценными супругами". А значит - тот, кто разбил семейный очаг, должен отвечать за содеянное по всем правилам своеобразной американской морали. В итоге Навратилова была приговорена выплатить "пострадавшей половине" 5 миллионов долларов в возмещение морального и материального ущерба. Кроме того, Джуди получила право остаться попечительницей стада из 22 кошек, которых завели любовницы за годы безоблачного супружеского счастья. Единственное успокоение для решительной Мартины: она смогла отсудить своих собачек." И тем не менее удар был весьма сокрушительным и коварным даже для такой стойкой атлетки, как Навратилова! Она устала от чересчур интеллектуальных товарок с их нескончаемыми богемными заскоками и претензиями. Ее опять потянуло на себе подобных.
По-чешски Навратилова означает "та, которая возвращается". Мартина вернулась к своим старым друзьям-соперникам, с которыми ее объединяли не только турнирные баталии, но также скучные вечера в случайных гостиницах, разбросанных по всем концам света, невкусные обеды, во время которых не наслаждались кухней, а восполняли запасы белков и протеинов, растраченных в беготне по кортам. Вместе с Крис Эверт, когда-то ее главной соперницей и "второй ракеткой" мира, и ее мужем Джоном Ллойдом Навратилова поехала кататься на лыжах в горы. Снег, солнце, сосны, бронзовый загар!.. Раны от расставания с Джуди и ее кошечками затягивались быстро. Тем более что на лыжной трассе царствовала другая "киска" - пышногрудая Синди, бывший член сборной США по горным лыжам. В ярком комбинезоне белокурая Синди была настолько хороша, что ее многочисленные поклонники прозвали ее "Снежной Мерилин". Со свойственным ей славянским напором Мартина растолкала их всех - как мужчины могут быть ее конкурентами?! - и с ходу одержала победу.
Впрочем, особой радости от этого выигрыша она не почувствовала. "За годы, проведенные с Джуди, я многому научилась, - не без горечи призналась Мартина. - И я больше не верю в сумасшедшую любовь. Отныне любовницы для меня - словно гигиенические платки: я беру их, использую и выбрасываю".
И в самом деле, через месяц-второй сексапильную Синди сменяет затянутая в джинсы певица Кэти Доун Ланг, завсегдатай нью-йоркских рок-тусовок. Следом за ней, промелькнувшей, словно лазерный луч, появляется другая рок-певица - Мелисса Этеридж... Спортивные результаты Навратиловой ухудшаются - и возраст дает знать, и юные соперницы поджимают. Зато Мартина появляется в ночных клубах, на рок-концертах, на модных тусовках. У нее появился вкус к громким интервью-признаниям, в которых она в полный голос отстаивает свое право быть "не как все". Вот образчик одного из подобных признаний:
- Во время турнира в Уимблдоне англичане захотели привести в мою ложу мужчин. "Это что за комедия! - возмутилась я. -Я- лесбиянка и впускаю к себе в ложу только женщин". И вообще, не понимаю, почему гомосексуализм, скажем, Элтона Джона никого в мире не смущает, а мой вызывает раздражение! Поймите, я - не провокатор. Просто я была воспитана так, что не могу быть неискренней. Личность каждого человека ценна сама по себе. ...Она прожигала свою жизнь: стремясь забыть о грузе лет, стараясь не задумываться о былом, о несостоявшейся семье, о неродившемся ребенке и так и не полученном образовании.
- Тот, кто думает, будто я впаду теперь в депрессию, ошибается. Хотя у меня и мужской характер, я в глубине души остаюсь женщиной, - не боялась изливать журналистам душу пани Навратилова. - Я всегда верила в то, что у меня две жизни. Та из них, которая связана с теннисом, скоро закончится - я это хорошо знаю. В течение двадцати пяти лет спорт был как бы оболочкой, за которой я пряталась. И вот теперь я беззащитна... Ну и что? Начнется новая жизнь. Так, я двадцать раз была в Париже. Но никогда даже не заглядывала в Лувр) Несмотря на то что я сгораю от желания увидеть Джоконду...
Почувствовав себя свободной от "супружеских уз", Мартина начала предаваться великосветским утехам. Ее все чаще стали видеть в Лос-Анджелесе в компании местных лесбиянок.
А однажды ее познакомили с бисексуалкой Мадонной. Суперзвезды уединились на вилле Мадонны в Бель-Эйре. Но от той ночи ни Мадонна, ни Мартина не получили большого удовольствия...
Новая жизнь, новые песни, новые книги (Мартина написала детектив из жизни теннисисток "Тотальная зона", который сейчас хорошо продается в американских книжных магазинах). И, конечно, новая спутница жизни. Восьмой по счету подругой Навратиловой стала ее соотечественница - красавица Данда Яролжмек. Эта прекрасная девушка, нашедшая в Америке вторую родину, утешила Мартину после того, как она в последний раз за ее блестящую карьеру вышла на корт в Сан-Франциско, где проиграла аргентинке Габриэле Сабатини. Более того: Данда Яролжмек подарила Мартине то, чего ей раньше так не хватало, - спокойствие и уверенность в будущем.
- Данда - идеальная спутница, - признается сама Навратилова. - Мое счастье с ней было бы бесконечным, если бы еще нам удалось родить ребенка.
Однако - как известно - только в священных книгах рождаются от непорочного зачатия. Мартина и ее жена (или муж?) прекрасно знают это. Поэтому они обратились за помощью к знаменитому итальянскому хирургу-гинекологу Северио Антинори, который специализируется на искусственном осеменении женщин преклонного возраста. Напрасно! Профессор - убежденный католик - отказался помочь. Вопрос религиозной морали: одно дело выручать жен добропорядочных филистеров, всю жизнь накапливавших деньги и лишь на излете сил вспомнивших о долге деторождения, другое - стать придворным сексопатологом одиозной четы лесбиянок!
И тем не менее Мартина Навратилова не теряет надежды в один прекрасный день стать мамой. Или папой?.. Впрочем, какая нам разница! Главное - человек она открытый и искренний...
Как это ни печально, но великая теннисистка снова одна. После года совместной жизни она рассталась с топ- моделью и дочерью генерального прокурора США 27-летней Хитер Рино. Разрыв с шестнадцатой по счету любимой прошел на редкость мирно и тихо. Лучшим другом и единственным мужчиной у Навратиловой остается карликовый фокстерьер, носящий звучное имя "Киллер Дог". Впрочем, "теннисистка на все времена" нашла достойное применение своей кипучей энергии, которая выплеснулась на... страницы ее произведений. Навратилова за несколько лет превратилась в заядлую графоманку - только в 1996 году напечатала в различных изданиях более ста статей и выпустила книгу воспоминаний "Переломный момент". Но этого ей показалось мало, и она занялась... столярными работами, став краснодеревщиком высокого класса.