Публикация романа Анатолия Уленова "За свободную любовь" вызвала в свое время шквал откликов. Когда история о Гарике подошла к концу, никто не хотел в это верить: хотелось продолжения, и еще продолжения... У читателей возникло множество вопросов - в основном все были заинтригованы личностью автора. Идя навстречу пожеланиям читателей, мы попросили Анатолия рассказать о своей жизни, о романе, о своих мечтах...
Судя по бурному успеху вашего романа, можно предположить, что вам удалось очень ярко и точно выразить чаяния, так сказать, широких геевских масс, создать некую утопию, в которой чуть ли не каждый хотел бы оказаться. Что вы думаете по этому поводу?
Вероятно, я просто тривиален, потому что выразить я старался свои чаяния. А этот роман - моя личная утопия.
А как вы относитесь к своим героям? Симпатизируете ли положительным, осуждаете ли отрицательных?
Я люблю их всех. Даже самых отвратительных. Потому что в каждом из них есть частичка от меня. Знаю, что некоторые писатели описывают своих знакомых, другие - просто придумывают персонаж. Мои же - в большинстве своем, все я, только в разных ипостасях.
Персонажи ваших произведений настолько живые, что в них веришь безоговорочно. Возникает соблазн подумать, что вы описываете свою жизнь. Расскажите, как, по-вашему, должны соотноситься литература и действительность и насколько автобиографичны ваши произведения?
Я считаю, что литература никогда не должна повторять действительность. Она должна либо приукрашивать ее... либо наоборот. Иначе - скучно. А что касается автобиографичности, то здесь я вынужден вас разочаровать. Мои произведения не отражают реальных событий моей жизни, может быть, к сожалению... Жизнь была бы интереснее и богаче эмоциями, будь она такой.
Образы юного повесы без определенных занятий и брутального полубизнесмена-полубандита, часто встречающиеся в ваших произведениях, кажутся вам типичными для геевской тусовки? Таковы герои нашего времени?
Не думаю, что эти образы - типичны. Просто в них воплотились два сексуальных типажа, которые лично мне кажутся наиболее привлекательными. Хотя, теперь мне кажется, что наиболее соблазнительным (для меня, по крайней мере) получился Магаданский... Нежданно-негаданно...
Расскажите пожалуйста, почему вы обратились к гей-тематике? И какое место она занимает в вашем творчестве?
В своей реальной жизни я вынужден скрывать свою сексуальную ориентацию. Причины самые банальные: семья, работа... И только в творчестве я могу раскрыться по-настоящему, только в творчестве я могу быть самим собой. Полностью самим собой! Может быть, поэтому я и взялся писать эту книгу... Может быть, только поэтому... Чтобы с ума не сойти или не стать законченным пессимистом.
Я пишу книжки не только о геях. Значительное место в моем творчестве занимает фантастика. Ну, знаете, будущее, иные миры, романтика внеземных цивилизаций...
Но фантастика - это мир моего воображения.
А то, что вы называете "гей-тематикой" - это мир моей души, моих чувств.
Как вы считаете, существует ли особая гей-культура? Если да, то каково, по-вашему, ее будущее?
Гей-культура, конечно же, есть. Более того: гей культура в своем нынешнем виде существует практически без изменений со времен Возрождения. Меняются аксессуары, если так можно выразиться, но не меняется суть...
Что касается второго вопроса - чем она могла бы или не могла бы быть - сие мне не ведомо... И, по большому счету, она мне нравится такой, как она есть, а особенно такой, какой она была в начале девяностых! Без рамок, без запретов, буйством красок и плоти!
Если "гей-культура" будет свободна, она скорее всего найдет самый лучший путь для самовыражения.
Обычно в беседе с писателем не обходятся без вопроса о преемственности. Считаете ли вы себя продолжателем какой-либо литературной традиции?
Мне кажется, что я создаю свои традиции, потому как продолжать особо некого... Существуют крайности - Жан Жене и Оскар Уайльд... а между ними - ничто, пустота...
А я - если так можно выразиться, романтический реалист. Не знаю, существует ли такой термин в литературоведении... Но возможно, я первый представитель нового направления: романтический гей-реализм.
И все-таки, кого вы могли бы выделить из классиков западной гей-литературы и почему?
Наверное, все-таки Жана Жене...Люблю сильных, бесстрашных и безумных.
Кого из современных гей-авторов России вы цените, читаете, считаете необходимым отметить?
А что, кто-то есть?!!! Может быть, я просто о них не знаю?..
Все, что мне встречалось - это только фантазии на тему секса. Мне понравился рассказ с вашего сайта "Мой милый Ежик"... Больше ничего что-то не припоминаю.
Можно задать вам нестандартный, и может быть, даже личный вопрос? Что Вас возбуждает?
Меня возбуждает Тайна.
А еще - сочетание жестокости с нежностью. Жестокость без нежности - банальна. Нежность без жестокости - неинтересна.
Приходилось ли вам сталкиваться с гомофобией?
Конечно приходилось. Моя бабушка... Большего гомофоба просто и быть не может!
Расскажите пожалуйста о своей семье. Знают ли ваши родители о вашей ориентации? Можете ли вы позволить себе быть с ними откровенным?
Родители догадываются. Мне кажется, что они сами себе боятся признаться в этом. К счастью, сейчас я живу от них отдельно, это помогает избегать многих неприятностей. Я на самом деле не боюсь откровенности и могу искренне говорить о себе. Ох, правда только в том случае, если мои откровения не дойдут до бабушки!!!
Каким вы видите идеал своей личной жизни?
Все, что я хотел об этом сказать, я сказал в своих произведениях.
Что в человеке является для вас особенно притягательным?
То, что называется "магнетизмом". Некая притягательность, которую невозможно объяснить с рациональной точки зрения... Людям, в которых это есть, я могу простить - все, и стерпеть от них - все, потому что общение с ними - радость.
Заканчивая беседу, мне хотелось бы задать вам несколько традиционных вопросов. Каков самый ценный совет, который вы получили в жизни?
Красить волосы в пепельный, а не в золотистый оттенок. И никогда не носить зеленого!
Что вы сейчас читаете?
"История нравов. Галантный век". Очень занимательное чтение!
Каковы ваши планы на ближайшие три-четыре года?
Дописать свой фантастический роман - осталось немного.
Закончить новую гей-сагу, которую я пишу уже энное время...
И встретить, наконец, свою любовь! Причем именно такую, какая мне желанна. А что? Мечтать-то не вредно...