13 мая 2016
Искусствовед Элен Ордессон (Ellen Oredsson) ответила в своем блоге об истории искусства на вопрос, волнующий многие поколения поклонников античности - почему у древнегреческих статуй такие маленькие члены?
"Лаокоон и его сыновья", II-I вв. до н. э
Действительно, признает специалист, у древнегреческих, древнеримских и многих европейских статуй, несущих на себе отпечаток античной эстетики, бросается в глаза эта физиологическая особенность. Основных причин, по которым скульпторы наделяли богов и героев маленькими пенисами, две.
О П Р О С :
Насколько важен размер?
Во-первых, пишет Ордессон, они вялые. Как известно, размер пениса в неэрегированном состоянии значительно меньше, чем в возбужденном. А во-вторых, у древних греков были совершенно особые представления о мужской красоте.
В наше время большие пенисы рассматриваются как символ мужественности и высоко ценятся, в то время как в античности наиболее выигрышным считалось противоположное. Некоторые историки, например, Кеннет Довер, автор книги "Греческая гомосексуальность", полагают, что греки ассоциировали большие члены с глупостью, похотью и уродством. И наделяли ими малосимпатичных персонажей, например, Приапа или сатиров.
В то же время идеальный мужчина для древних греков был рациональным, интеллектуальным и уверенным в себе. Он мог иметь много секса, но его успешность не связывалась с размером пениса. Наоборот, считалось, что маленький пенис позволяет своему обладателю сохранять невозмутимость и логику.
Вот как об этом пишет Аристофан в комедии "Облака":
Если добрые примешь советы мои
И свой слух обратишь к наставленьям моим,
Станет, друг, у тебя
Грудь сильна, как мехи. Щеки - мака алей.
Три аршина в плечах, сдержан, скуп на слова.
Зад могуч и велик. Перед - мал, да удал.
Если ж будешь по новым обычаям жить,
Знай, что щеки твои станут желты, как воск,
Плечи щуплы. Куриная, слабая грудь,
Язычок без костей, зад цыплячий, больной,
Перед вялый - вот будут приметы твои.
Ты приучишь себя
Безобразно-постыдное добрым считать,
А добро - пустяком.
В заключенье всех бед преисполнишься весь
Антимаховым грязным паскудством.
(перевод А. Пиотровского)
"Давид", Микеланджело, 1501-1504 гг.
Древнегреческие скульпторы стремились к балансу и идеальности. С их точки зрения, большие пенисы придавали бы статуям смешной и гротескный вид. Древние римляне, а вслед за ними и художники эпохи Возрождения, переняли этот взгляд. В качестве наиболее известного мраморного обладателя маленького пениса можно назвать Давида, созданного Микеланджело в начале XVI века.
Есть и рациональное объяснение упомянутому феномену: крупные пенисы у статуй быстрее отламывались, пишет Newsru.