Майкл Лукас (Michael Lucas) в своей новой колонке для журнала The Advocate предупреждает о возможном появлении гомофобных исламских правительств в тех странах, где недавно была революция...
После десятилетий правления жестокий диктатор одной из мусульманских стран был низложен под давлением массовых народных восстаний. Знакомо звучит? Конечно, именно это произошло в этом году в Египте и Ливии, что стало частью так называемой "арабской весны". Но то же самое было и в Иране в 1979 году, и это заставляет нас всех задуматься.
Легко приветствовать демократические перемены и радоваться низвержению тиранов, вроде египетского Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) и ливийского Муамара Каддафи (Muammar Gaddafi). Но что, если конец одних притеснений станет началом новых? Как неоднократно показывала нам история, революции часто приносят зло.
Геи должны быть особенно осторожны, когда в революции вовлечены силы религиозных фундаменталистов. А они нигде так не сильны, как в мусульманском мире. Силы, стоявшие за "арабской весной", в основном были из исламских групп, которые сдерживались гражданскими диктаторами, но после падения старых режимов жесткие исламисты готовы занять их место.
Если прошлое нас чему и учит, то для геев мусульманского мира это плохие новости. Вспомните Иран. При шахе в Тегеране были и ночные клубы для геев, и артисты-геи. Эта толерантность закончилась, когда в результате исламской революции 1979 году к власти пришли аятоллы и насадили в стране фундаменталистскую форму коранических законов, шариат, по законам которого однополый секс наказывается смертной казнью. (В сентябре трое иранских мужчин были повешены за содомию, а сотни других были казнены за другие преступления, также имеющие отношение к однополой любви.)
Или вспомните всплеск жестокости по отношению к геям после падения гражданского режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в Ираке. Влиятельный священник Али аль-Систани (Ali al-Sistani), которого Саддам держал в узде, в 2005 году выпустил фетву с призывом к убийству геев и лесбиянок "самым жестоким, насколько это возможно, образом". В последние годы, по данным правозащитных групп, десятки иракских геев были похищены и убиты, часто после жутких пыток и унижений, сектантскими отрядами смерти и даже членами их собственных семей (так называемые "убийства чести").
Иракские власти часто смотрят сквозь пальцы на эти "сексуальные чистки". Стоит ли нам удивляться этому? В конце концов, шариат стал официальным законом Ирака. Конституция страны 2005 года дает равные права всем гражданам, но в Статье 2 говорится, что ислам "является официальной религией государства" и что "не будет принят никакой закон, противоречащий действующим положениям ислама".
Будь это закон, как в Иране, или молчаливое беззаконие, как в Ираке, но возрастающая сила ислама в ежедневной жизни стала катастрофой для мусульманских геев. А будет ли по-другому в странах, переживших "арабскую весну"? У нас есть причины для волнения. В конституции Египта также есть Статья 2, где, как и в конституции Ирака, ислам называется "официальной религией государства" и "основным источником законов является шариат". У египетских избирателей был шанс изменить эти формулировки во время мартовского референдума, но они решили их сохранить.
Мубарак не был другом для египтян-геев, и в прошлые десятилетия его правительство усилило их преследование. Но, как подчеркнул ученый Хассан эль-Меньяви (Hassan El Menyawi), гей и урожденный египтянин, политика Мубарака, в основном, мотивировалась его желанием "укрепить свои исламские полномочия" у радикальных групп населения, которые поддерживали преследования геев.
Во время опроса, проведенного в прошлом году группой Pew Research Center, выяснилось, что 82% египетских мусульман поддерживают забивание камнями тех, кто совершил супружескую измену, а 84% поддерживают смертную казнь мусульман, оставивших свою религию. Не трудно представить отношение этой группы населения к гомосексуальности. Любое правительство Египта, которое появится в результате запланированных на 2012 год выборов, наверняка будет отражать распространенный в стране религиозный консерватизм.
В Ливии также будущее кажется не таким розовым, как хотелось бы нам. В прошлом месяце всемирное ликование по поводу смерти Каддафи было омрачено кадрами редкой жестокости толпы по отношению к пойманному бывшему лидеру. На одной видеозаписи видно, как Каддафи насилуют палкой. Ливийские либералы вместе с западными пришли в еще больший ужас неделю спустя, когда глава переходного правительства сказал, что в соответствии с шариатом в стране надо легализовать полигамию.
Оптимисты говорят, что практические вопросы демократии - проведение выборов, создание коалиций - поможет сдержать радикальных исламистов. Мне они кажутся очень наивными. Ожидания, вызванные "арабской весной", оправдать будет трудно. Вскоре новые правительства начнут искать козлов отпущения для отвлечения внимания. А геи всегда очень хорошо подходили на эту роль.
Поддержав революции в Египте и Ливии, Запад влез туда, куда не надо было лезть, и выпустил на волю зверя фундаментализма в этих странах, как ранее выпустил его в Ираке. Когда зверь покажет свой оскал - вопрос времени. И когда тирания религиозного большинства начнет третировать сексуальные меньшинства, не говоря уже о женщинах и немусульманах, гордость за "арабскую весну" испарится и сменится очень и очень сильными тревогами.