Высказывания двух канадских спортивных комментаторов из Квебека в адрес американского фигуриста Джонни Вейра (Johnny Weir) привели к тому, что все отечественные спорт-ресурсы пишут в основном о том, как "из-за Вейра разгорелся гей-скандал на Олимпиаде". Англоязычные сайты оценивают ситуацию по-другому - ни о каком "гей-скандале" речь не идет, все возмущены заявлениями Алена Голдберга и Клода Мэйо (Alain Goldberg and Cloud Mailhot), которые в момент выступления Вейра оскорбляли его, сидя в комментаторской кабине. Они говорили, что фигуристу нужно пройти гендерный тест - как южноафриканской бегунье Кастер Семения, - для того, чтобы выяснить, мужчина он, или женщина. После этого Голдберг и Мэйо отправляли его соревноваться в женском одиночном катании - из-за внешности. В отличие от большинства других фигуристов, Джонни вращается и совершает многооборотные прыжки не против, а по часовой стрелке, из чего комментаторы сделали вывод, что это является следствием его нетрадиционной ориентации. Кроме того, Голдберг и Мэйо сказали: "Люди думают, что все мальчики, занимающиеся фигурным катанием, в конечном итоге превращаются в таких, как Вейр. Он подает плохой пример". Причиной этого высказывания стала объявленная канадской федерацией фигурного катания около года тому назад "кампания по маскулинизации", о которой мы когда-то подробно писали. Поэтому не остается сомнений в том, что свои грязные шутки и замечания в адрес Вейра комментаторы отпускали, дабы "выслужиться" перед руководством федерации.
Чуть ранее Вейра по той же причине оскорбили другие комментаторы - австралийские, - однако их Джонни простил, поскольку их шутки в целом были "не критичными", кроме того, австралийцы принесли спортсмену извинения, чего канадцы делать не стали. Их вынудили признать, что замечания в адрес фигуриста были некорректными, однако у самого Джонни прощения они не попросили и даже не появились с хоть какими-то оправданиями на телеэкранах.
На этот раз Вейр созвал пресс-конференцию, в ходе которой заявил: "Конечно, я хотел ответить на высказывания, которые позволили себе двое комментаторов из Квебека. Я даже отрастил небольшую щетину, чтобы показать, что я действительно мужчина. Кроме того, я хотел бы им сказать: знаете что? Я очень надеюсь, что как можно большее количество детей будет располагать такими же возможностями, которые были у меня, что у них будут такие же родители, как у меня, которые позволили мне быть индивидуальностью и предоставили мне свободу самовыражения. Которые говорили мне, чтобы я поверил в себя - прежде, чем кто-либо другой в меня поверит. Мне хотелось бы, чтобы большее количество девочек и мальчиков росло в атмосфере любви и поддержки со стороны своих семей. И для меня совершенно ясно, что эти два человека росли в совершенно другой обстановке. Я хочу быть... в какой-то степени - примером для подражания. Если подобное произошло со мной, и если даже моя половая принадлежность подвергается сомнениям - я стремлюсь быть публичным, потому что мне не хочется, чтобы и 50 лет спустя большому количеству мальчиков и девочек приходилось проходить через вещи, подобные случившейся со мной. Чтобы вся их жизнь не была поставлена под сомнение безо всяких на то причин лишь ради того, чтобы посмешить зрителей телепередачи. Я поддерживаю любого человека в этом мире, особенно - тех, кто имеет собственный голос, собственные чувства, собственное мнение - и бросаю вызов всем, кому это не понятно. Сейчас мы живем в такую эпоху, когда, наконец, пришла пора стать свободным, пришла пора для того, чтобы каждый человек чувствовал себя уникальным и верил в себя, не стремясь соответствовать чьим-либо представлениям по каким бы то ни было причинам".
"Я - не из тех, кто будет плакать. Я очень рассердился, когда прочитал об этих комментариях. Они критиковали меня не как спортсмена, и не как фигуриста: они критиковали меня как человека, и это - то, что меня разъярило. Я же надеюсь, что большее количество детей сможет расти так, как рос я, и достичь той свободы самовыражения, которой достиг я: вот что является самым главным, - продолжал фигурист. - Обо мне думают, что я - персонаж в усыпанном стразами костюме и венке из роз на голове... Но на самом деле меня никто не знает. Лишь мои самые близкие родственники и друзья знают, какой я, что я думаю и чувствую. С моей точки зрения, мужественность - это не то, как ты выглядишь, а то, как сам это понимаешь. И вообще, делить людей на "мужественных" и "женственных" - очень старомодно. Сейчас появилось целое новое поколение, которое не судит людей по половой принадлежности, расе или тому, с кем они спят. Я считаю, что как человеку тебе в первую очередь следует определять свои собственные жизненные ценности - и верить в них".
Интересно, что параллельно с выступлениями Джонни на Олимпиаде мнением о нем поинтересовались у другого персонажа, с которым Вейра часто сравнивают: певца Адама Ламберта (Adam Lambert), ставшего сенсацией прошлогоднего музыкального конкурса "Американский идол". Многие поклонники ждали этого момента, поскольку сходство Джонни и Адама - не внешнее, конечно, а "идейное" - очевидно для большого количества людей. И даже журналисты в своих статьях неоднократно отмечали: "Джонни Вейр - это Адам Ламберт в фигурном катании, а, вернее, Адам Ламберт - это Джонни Вейр в "Американском идоле". Чуть раньше Ламберт признал, что слышал упоминания о Джонни, но не мог понять, почему ему так часто задают о нем вопросы. На этот раз в программе канала Access Hollywood его не только спросили о Джонни, но и показали его выступления, а также постеры его телесериала. В своем репортаже Access Hollywood сообщил, что в судьбе Адама и Джонни есть много общего, поскольку Лаберта также называли "плохим образцом для подрастающего поколения". Сегодня совершенно очевидно, что второе, а не первое место на конкурсе он занял из-за протестного голосования гомофобов. Еще во время конкурса Ламберт говорил фактически теми же словами: "Я хочу быть своего рода примером для подражания для тех детей, которые являются "не такими", не похожими на других, чтобы они не чувствовали себя изгоями и знали, что именно из "странных" детей в будущем часто вырастают яркие личности". Посмотрев на Джонни, Адам отметил: "Это фантастика! Потрясающе! Я вижу, что он - настоящий новатор. Что ему комфортно в собственной шкуре. И что, катаясь, он самовыражается. А именно этими качествами и определяется искусство". Прокомментировал Ламберт и высказывания в адрес Вейра канадских обозревателей: "Каждый раз, когда ты делаешь что-то, чего до тебя никто не делал... ты получаешь любовь. И попутно с этим - ненависть", - сказал он.
Отрывок из пресс-конференции Джонни Вейра