Прошло десять лет со дня страшной смерти Мэттью Шепарда (Matthew Shepard), 21-летнего парня из штата Вайоминг, которого убили за то, что он был геем. А его мать по-прежнему оплакивает утерянные возможности в борьбе против преступлений из ненависти. Мэттью избили и оставили умирать на холоде, привязанного к забору. Когда парня обнаружили, он был уже почти мертв - в госпитале его не смогли вернуть к жизни.
Американский конгресс так и не принял федерального закона о преступлениях из ненависти, в котором упоминалась бы сексуальная ориентация. Однако в том числе и благодаря усилиям Джуди Шепард (Judy Shepard) такие законы проголосованы в 31-м штате и федеральном округе Колумбия.
"Минуло 10 лет, и мало что изменилось - это более чем неутешительно, - сказала Джуди Шепард, организовавшая вместе с мужем Фонд Мэттью Шепарда, целью которого является продвижение идей равенства ЛГБТ-сообщества. - Мы утратили прекрасную возможность для того, чтобы привести в движение этот механизм и принять закон".
12 октября 1998 года Мэтью Шепард скончался - через пять дней после того, как он был похищен, ограблен и избит двумя парнями, с которыми повстречался в баре. Оба они сейчас отбывают пожизненный срок за убийство, которое, по словам представителей полиции, было мотивировано единственной причиной: гомосексуальностью Мэтью. Эта смерть всколыхнула многих американцев. Мэттью оставили замерзать, окровавленного, с разбитой головой. В таком состоянии он находился 18 часов. За последние 10 лет об этом вопиющем преступлении было написано много книг, публикаций, сняты документальные фильмы, однако насилие против геев остается одной из серьезных проблем в американском обществе. А в плане законодательства воз и ныне там.
Согласно статистике ФБР, количество преступлений из ненависти, совершенных на почве сексуальной ориентации жертвы, с момента смерти Шепарда осталось на том же уровне. И в 1998, и в 2006 году (последний год, относительно которого доступны соответствующие данные), таких преступлений насчитывалось около 1 200 в год. Это - около 16 процентов от общего количества совершаемых в США преступлений из ненависти, о которых вообще становится известно.
В списке матери Мэттью есть много "пунктов разочарований": отсутствие федерального закона о преступлениях из ненависти, в котором упоминалась бы сексуальная ориентация, ограничение брака лишь гетеросексуальными парами, дискриминация геев и лесбиянок в сфере занятости, отказ правительства предоставить льготы живущим вместе однополым парам - такие же, которыми пользуются не состоящие в браке, но живущие вместе гетеросексуалы.
"Что хорошего можно сказать об этом? - спрашивает Джуди. - Да ничего!"
Штат Вайоминг, в котором убили Мэттью, - один из пяти штатов (наряду с Арканзасом, Джорджией, Индианой и Южной Каролиной), - где вообще не существует законодательства о преступлениях из ненависти. В 14-ти штатах есть такие законы, однако в них сексуальная ориентация или гендерная идентичность как причина подобных преступлений не упоминаются.
В прошлом году в Сенате активно обсуждался вопрос включения в федеральное законодательство о преступлениях из ненависти сексуальной ориентации. Этот закон хотели назвать именем Мэтью Шепарда. Однако в конечном итоге законопроект не прошел - во многом благодаря тому, что президент Джордж Буш пригрозил наложить на него вето. Согласно существующему ныне закону, к преступлениям из ненависти относятся акты насилия, совершенные на почве неприятия расы, религии, цвета кожи или национальной принадлежности жертвы.
Джо Соломонез (Joe Solmonese) президент ведущей американской правозащитной группы "Human Rights Campaign", заявил, что возлагает большие надежды в области принятия этого закона на следующий Конгресс и новое правительство. Кандидат в президенты США от Демократической партии Барак Обама (Barack Obama) выступает за принятие такого документа.
Джуди Шепард тем временем находится в разъездах: около шести месяцев в год она работает с фондом имени своего сына и путешествует по всей стране, поддерживая правозащитное движение. Несмотря на то, что в США по-прежнему существует большое количество юридических препятствий для гомосексуалов, она отмечает и успехи, достигнутые за последнее десятилетие. "В социальном плане мы сделали большой шаг, посвятив население в проблемы геев и лесбиянок, - и это меня очень радует", - говорит она.
Джуди надеется, что ноябрьские президентские выборы приведут к власти политических лидеров, которые поспособствуют принятию нового закона о преступлениях из ненависти на федеральном уровне. "У нас будет новый президент - кем бы он ни был, - новые члены Конгресса, новые сенаторы, и мы надеемся, что их умы и сердца будут открыты, они будут лучше понимать проблемы гей-сообщества, - сказала Джуди Шепард. - Это - всего лишь вопрос времени, который заключается не в том, произойдет ли это вообще, потому что это произойдет. Главное - когда". Ее слова цитирует Associated Press.