В Йоханнесбурге, ЮАР, прошла крупнейшая международная конференция по Исламу и проблеме ВИЧ/СПИДа, на которой собрались знаменитые исламские богословы из разных стран от Афганистана до Йемена. В первый день конференции некоторые из них объявили гомосексуальность не-исламским поведением и однозначным злом. Однако на следующий день всеобщее внимание привлекло выступление Сухаила Абу аль-Самида (Suhail Abu al-Sameed) из Канады, который сказал: "Я гей и мусульманин, и я чувствую здесь опасность, отсутствие любви и уважения. Если я еще и стану ВИЧ-положительным, первое, что я потеряю - это мое мусульманское сообщество. Я не могу обратиться к вам за поддержкой".
Сказать, что аудитория была шокирована этой речью, будет преуменьшением. Сама исламская конференция по вопросам СПИДа уже была переломным событием истории. На мероприятии собрались лидеры различных исламских сообществ, ученые, врачи, сотрудники общественных организаций, ВИЧ-положительные активисты. В повестке дня стояли такие вопросы как профилактика ВИЧ среди людей, занимающихся проституцией, бездомных детей, потребителей инъекционных наркотиков и мужчин, практикующих секс с мужчинами. Несмотря на это, публичный "камин аут" канадца суданского происхождения стал полной неожиданностью.
Гомосексуальность запрещена и считается преступлением в большинстве мусульманских стран. В шести исламских странах (Иране, Мавритании, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Йемене), а также в 12 штатах Нигерии действуют законы шариата, по которым добровольный гомосексуальный секс между взрослыми наказывается смертной казнью. В других странах за гомосексуальность грозят штрафы, тюремное заключение или бичевание, не считая огромных социальных предрассудков и дискриминации.
Не удивительно, что Абу аль-Самид боялся во время своего выступления: "Я видел их взгляды, их жесты и все воспоминания говорили мне, что возможен переход к физическому насилию. Однако потом женщины в покрывалах и бородатые мужчины подходили ко мне и извинялись, если чем-то оскорбили меня и заставили почувствовать себя не в безопасности".
Главная неожиданность ждала всех на следующее утро. Пресс-секретарь конференции, Уиллем ван Еекелен (Willem van Eekelen) зачитал коллективное заявление участников, в котором говорилось, что Ислам не одобряет гомосексуальность, но, не смотря на это, исламские лидеры должны стараться создать такую атмосферу, в которой гомосексуалы могут чувствовать себя в безопасности, в том числе обращаться за помощью в связи с ВИЧ/СПИДом. В заявлении осуждалась открытая гомофобия, и говорилось, что хотя гомосексуальность "является грехом", это не оправдывает жестокость и страдания людей.
Фактически, это первое исламское мероприятие такого уровня, на котором гомосексуалы получили хотя бы какую-то поддержку, и это при том, что до выступления Абу аль-Самида некоторые богословы сравнивали гомосексуальность с зоофилией. Однако позднее клинический психолог из ЮАР, Сабра Десаи (Sabra Desai) говорила о положении геев в исламском мире, цитируя Коран: "Если одна часть тела болит, то болит все тело. Я понимаю это так, что если одному члену моего сообщества плохо, то плохо всем нам".