"Сейчас в мире происходит явно нездоровый процесс - с увеличением числа однополых браков нарушается баланс в природе, женщины перестают рожать, следовательно, жизнь убывает...", - демографическими проблемами объяснила свое обращение к творчеству Федерико Гарсия Лорки (Federico Garcia Lorca) Сюзанна Ооржик, режиссер-дебютант Саха театра им. П. Ойунского в Якутске. "...В Якутии из-за сурового климата вопрос с деторождением всегда стоял очень остро, но это совсем не означает, что якутские красавицы холодные. Они внутренне очень страстные, как и героини Лорки. Поэтому я не случайно обратилась к его творчеству...", - заявила Ооржик в интервью ежедневной газете "Труд".
Конечно, театральный режиссер имеет право на самые широкие интерпретации, но "оригинальность" версии Ооржик вступает в некое противоречие с образом жизни Федерико Гарсия Лорки, который, как известно, был гомосексуалом.
О гомосексуальности великого испанского поэта написано уже много. Лорка не скрывал приверженности к однополой любви, чем вызывал ненависть гомофобов и клерикалов. Среди его любовников - художник Сальвадор Дали... Лорка был убит высокопоставленными родственниками как раз вскоре после выхода абсолютно "женской" пьесы "Дом Бернарды Альбы", в героях которой знатные испанцы разглядели себя.
Постановка Ооржик отмечена вниманием столичных критиков, она получила номинацию "Драматический театр, лучший спектакль большой формы" национальной театральной премии "Золотая маска". В версии Ооржик "...Бернада Альба" подана "в духе сюрреализма". Ни у кого из критиков мыслей о "нездоровом процессе увеличения однополых браков" она пока не вызвала.
Но абсурдные высказывания режиссера-дебютанта Сюзанны Ооржик, возникшие очевидно на волне борьбы с "пропагандой гомосексуализма", рядом с пьесой Лорки выглядят некорректными, а, может быть, даже кощунственными по отношению к поэту, который был жестоко изнасилован и зверски убит только потому, что его "нездоровый", как кажется Ооржик, образ жизни смущал очи "благопристойных" родственников.
Пьеса "Дом Бернарды Альбы" очень популярна в России, она идет в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Воронежа и других городов. Ее считают новым поворотом в мировоззрении поколения начала XX века, когда началось разрушение "традиционной семьи".