В Иране, одной из самых консервативных исламских стран, снят документальный фильм о жизни транвеститов и транссексуалов. В известном смысле эта лента стала революционной, поскольку в государстве, где любое отклонение от нормы жестоко преследуется, она выглядит как попытка расширения социальных границ.
На премьере 40-минутного фильма в тегеранском Доме Художника присутствовало всего 100 человек - это все, что позволили местные власти. Появление фильма стало возможным лишь потому, что религиозным указом аятоллы Хомейни - лидера иранской исламской революции, - перемена пола была разрешена. Аятолла был настолько милостив к людям, чье гендерное самоощущение не соответствует физическому полу, что не стал запрещать подобных операций.
Автор фильма под названием "Это иногда происходит" - 32-летняя режиссер Шарарех Аттари (Sharareh Attari). Она говорит, что совершенно не удивлена тому, что в более широкий прокат фильм просто не пустили.
По словам Аттари, "общество развивается очень медленно" в отношении толерантности к людям, не похожим на других. Тем не менее, режиссер надеется, что ее лента - всего лишь первая ласточка, которая сподвигнет других ее коллег вплотную заняться этой темой.
В числе 100 приглашенных на премьеру был 65-летний режиссер Хосро Синэйи (Khosro Sinayee). Он похвалил коллегу за храбрость и стремление рассмотреть в своей ленте столь деликатную тему. "Единого мнения по поводу того, является ли перемена пола приемлемой в Иране, все еще не существует. Однако молодежь способна расширять границы восприятия, ведь это заложено в ее природе", - сказал он.
В фильме рассказывается о жизни 21-летнего Амира (на фото сверху), который чувствовал себя женщиной, заключенной в клетку мужского тела, и подвергся операции по смене пола, превратившись в Риму. "Во мне ничего не изменилось, кроме пола", - говорит он(а).
Далеко не все приветствуют эти перемены. Многие знакомые Амира-Римы отворачиваются от нее, а исламский клерикал, у которого берут интервью, заявляет, что "транссексуалы идут против воли Аллаха, поэтому не имеют права на существование". Мать главного героя/героини говорит просто: "Они не такие как мы".
Хирург Бахрам Мирджалали (Barham Mirjalali) объясняет, что иногда на свет рождаются люди, чье внутреннее "я" конфликтует с их телесной оболочкой.
У Амира есть друг - трансвестит Али, предпочитающий, чтобы его называли Хильдой. Он рассказывает, что обычно появляется на людях в женской одежде и макияже, однако вынужден переодеваться и смывать косметику на автостоянке, прежде чем вернуться домой: семья его не понимает. Отец второй друга/подруги Амира соглашается оплатить сыну операцию по перемене пола лишь при условии, что он никогда не увидит его в новом обличье.
Мать Амира, Насрин, работающая медсестрой, рассказывает, что раньше ей приходилось слышать о таких вещах, но привыкнуть к ситуации она не может: "Понятия не имею, что я скажу соседям", - жалуется она.
В фильме рассказывается о том, что в те времена, когда Рима еще была Амиром, у ее возникали серьезные сомнения относительно правильности своего решения. Ради этого Амир даже отправился к богослову, который сказал ему: "Смена пола не означает смену души. Даже великий аятолла Хомейни санкционировал подобные вещи, если другого выхода нет".
Однако "хэппи энды" для транссексуалов в Иране редки, утверждается в фильме. Доктор Мирджалали рассказывает, что работает с большим количеством пациентов, которым пришлось пройти очень сложный путь, чтобы принять необходимость операции и найти в себе силы противостоять предрассудкам. Те, кто не в состоянии решиться на операцию из-за негативного отношения окружающих, часто пытаются покончить жизнь самоубийством. Об этом пишет Агентство Франс Пресс.