Накануне очередного дня рождения русского национального гения Петра Чайковского, гомосексуальность которого долгое время замалчивалась, в регионах России проходят различные "юбилейные" мероприятия.
Завтра, в день рождения Чайковского по старому стилю, в удмуртском Ижевске, неподалеку от которого родился композитор, в здании почтамта будет открыта филателистическая выставка "Музыка в конверте".
Одновременно в стенах почтамта начнет работу вернисаж детских рисунков, посвященных музыке Чайковского.
25 апреля объявлен в Ижевске Днем Чайковского, в рамках которого пройдет множество мероприятий в школах, вузах и библиотеках. А во вторник в центре города состоится даже "Литературный митинг Звезда Чайковского".
Вряд ли в эти дни на официальных мероприятиях будут говорить о гомосексуальности Чайковского, даже если с речами на них выступят геи или лесбиянки. Но сегодня с этой темы давно снято табу, в том числе в "академической" науке. О "гомосексуализме, который очень многое определял в творчестве композитора" говорится в работах кандидата искусствоведения, заведующей отделом рукописей Государственного Дома-музея Петра Чайковского в Клину П. E. Вайдман.
"Без сомнения, на многом в жизни Чайковского, в его поступках, привязанностях, настроениях и оценках сказывались особенности его сексуальных наклонностей. Гомосексуализм определял очень многое и в личной жизни Чайковского, и в его творчестве. Певец великого чувства любви, Чайковский создал целую галерею бессмертных женских образов. Однако предметами его личной страсти, порой совершенно невероятной силы и протяженными во времени были совсем другие персонажи. Их имена известны. Некоторых из них с Чайковским связывали годы. И.И.Котек, С.Киреев, К.С.Шиловский, В.С.Шиловский... Сохранились их письма и многочисленные фотографии, которые бережно складывались композитором в его личном домашнем архиве. Отношение Чайковского к особенностям своих сексуальных наклонностей в разные годы было различным. В молодости случались периоды, когда он презирал себя за это и страшно мучился, порой боясь широкой огласки. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что отношение в русском обществе к гомосексуализму тогда было достаточно лояльным", - пишет П. E. Вайдман в одной из своих последних работ.