В период, когда художники бросали вызов общественному мнению, была среди них одна женщина, острые комментарии которой выделялись на фоне остальных. Она всегда ходила по лезвию бритвы и руководствовалась принципом "или пан, или пропал". Речь идет о писательнице-авангардистке, лесбиянке Гертруде Стайн (Gertrude Stein), чей знаменитый литературный салон в Париже собирал самых известных мастеров начала 20-го столетия - Пабло Пикассо, Эрнеста Хемингуэя и многих других, названных впоследствии художниками "потерянного поколения". Они обсуждали с Гертрудой новые направления в искусстве, моденизм и кубизм, которые зарождались тогда в виде экспериментальных течений.
Рядом со Стайн всегда находилась ее верная жена и главная любовь всей ее жизни - актриса Элис Б.Токлэс (Alice B. Toklas). В День святого Валентина в Чикаго состоится премьера мюзикла, посвященного любви двух этих женщин. Мировая премьера - в марте 2006 года.
Название спектакля - "Loving Repeating". Его постановкой занимались драматург и режиссер Фрэнк Гэлэти (Frank Galati) и композитор Стивен Флэгерти (Stephen Flaherty), обладатели премии "Тони" - самой престижной награды, вручаемой за работу на театральной сцене. Образ Гертруды Стайн всегда вдохновлял их, ведь писательница славилась умом и обаянием, а поскольку ей через многое довелось пройти, Стайн накопила огромный жизненный опыт.
"Гертруда Стайн была лесбиянкой, еврейкой, беженкой и женщиной - отличный букет, который для кого-то мог стать клеймом, однако она была упряма и не сгибалась под ударами судьбы, - рассказывает Фрэнк Гэлэти. - Она ставила перед собой цели как неповторимый и уникальный художник. В мире нет второго такого писателя, подобного ей".
Как отмечают критики, Стайн пользовалась огромной популярностью в литературно-художественных кругах, к ней многие обращались за советом, ее боготворили за острый ум, однако большая часть ее собственных произведений довольно сложна для среднестатстической читательской аудитории. Но именно ее опусы легли в основу нового мюзикла. "Каждое слово в нашем спектакле написано Гертрудой Стайн, кроме речи в финале, которая принадлежит ее подруге Элис", - утверждают постановщики.
Гертруда и Элис встретились 1907 году во время одного из собраний литературного салона и с тех пор не расставались. Элис была не только преданной женой, но и главным критиком, главным редактором произведений своей подруги. Они обе являлись американками, живущими в Париже, и обе удостоились специальной награды французского правительства за то, что не покладая рук работали в госпитале во время Первой мировой войны.
"Они обе были знаменитостями, и если кто-то понимал, что эти две женщины являются парой, он предпочитал хранить по этому поводу молчание", - объясняет Гэлэти, который адаптировал произведения Стайн для сцениеских постановок в течение 30 лет. По его словам, он испытывает большой интерес к ее творчеству, поскольку писательница глубоко исследует человеческие характеры, человеческую психологию, а ее язык является "экстатическим".
"Она чрезвычайно важна для истории литературы как автор, ее торчество - образец для других художников, поэтому мне не хочется, чтобы она была забыта", - сказал Гэлэти.
Мюзикл начинается с того периода, когда Стайн начала читать курс лекций в Университете Чикаго в 1934 году, а заканчивается смертью писательницы от рака. Работа над спектаклем велась в сотрудничестве с Музеем современного искусства и театром "About Face". Об этом сообщает Yahoo News.