Сегодня открывается Берлинский кинофестиваль. Русских фильмов в основной программе нет, поэтому, казалось бы, рассчитывать нам вроде не на что. Но на одного "Медведя" мы все же можем претендовать.
Одним из основных претендентов на "Тэдди" - приз, который вручается самому "голубому" (или "розовому") фильму из всех программ фестиваля (включая документальное кино и короткий метр), без сомнения, станет российский фильм "Я люблю тебя", который покажут в "панораме". А главную женскую роль в картине молодых режиссеров Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого сыграла жена Егора Кончаловского Любовь Толкалина.
Несмотря на то что "Я люблю тебя" - дебют режиссеров Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого в полном метре, они уже известны на Западе. Их короткометражка "Sуд над Брунером" куплена Музеем современного искусства Нью-Йорка (МОМА). Первая версия сценария фильма "Я люблю тебя" была написана еще в 1998 году. Но все, кому она попадала в руки, боялись браться за столь щекотливую тему - любовь двух мужчин. А сценарий держали в руках даже такие смелые продюсеры, как Елена Яцура и Сергей Сельянов. В результате поиски денег на картину заняли пять лет.
Сюжет картины практически не выходит за пределы Садового кольца. А ее главные герои - телеведущая Вера (Любовь Толкалина) и рекламщик Тим (Евгений Коряковский, актер "Театра Луны") - это выведенный в кинематографическом инкубаторе high class, самая тонкая, почти эфемерная прослойка нашего общества. Тем интереснее, что Тим неожиданно для самого себя влюбляется в молодого калмыка Улюмжи, не имеющего московской прописки и живущего - только не смейтесь - в Московском зоопарке. Их любовь встречает на своем пути разнообразные препятствия. Первое и самое главное - Вера, которую поначалу совсем не радует новое увлечение Тима. Кстати, историю рассказывает закадровый голос Толкалиной - столь незамысловатый прием авторы используют для того, чтобы смягчить негативное восприятие фильма наиболее потенциально уязвленными зрителями - женщинами. Второе - родители Улюмжи, которым страсть сына кажется постыдной. Они отправляют калмыка-гея в армию, надеясь, что там он станет настоящим мужчиной. Но не тут-то было - против ориентации, как говорится, не попрешь.
Фильм обошелся создателям в $200 тысяч - деньги для кинематографа очень и очень небольшие. Учитывая 50-часовую экспедицию в Калмыкию, где снимали детские воспоминания Улюмжи. А в эпизодах засветились такие известные личности, как Жан Даниэль (любимый актер Киры Муратовой) и Глеб Алейников. Появление знаменитого режиссера в роли депутата не случайно - Ольга и Дмитрий считают себя учениками братьев Алейниковых, а их киновоспитание происходило параллельно со становлением "параллельного кино".
О том, почему и как снимали "Я люблю тебя", корр. "МК" рассказала Ольга Столповская:
- Почему мы рассказываем такую историю? Это прочувствованная нами тема. Я однажды задумалась, как все просто у людей с традиционной ориентацией и как все неоднозначно у людей с нетрадиционной. Это два разных образа жизни. И тем интереснее мне показалось их совместить. А вообще-то у меня были личные причины для того, чтобы снять именно такую картину.
- У фильма есть шанс получить "Тэдди"?
- Все зависит от того, какие еще картины приедут в Берлин. Фильм - лауреат прошлого года был очень достойный, но то была драма. У нас - легкая мелокомедия. Мы тоже могли сделать что-то такое, вытянуть душещипательную историю на первый план, сгустить краски. Но нам этого совсем не хотелось.
- Вы едете на Берлинский фестиваль. Как собираетесь проводить время, кроме представления фильма?
- Я совсем недавно была в Берлине в первый раз - на Новый год. И все четыре дня я провела в кафе "Билли Уайдлер", которое находится в здании берлинского Музея кино. А в самом Музее кино, куда я пошла первым делом, я увидела живого Тома Круза. Так что туда - непременно. Но вообще-то Берлин считается гей-столицей мира, поэтому я обязательно познакомлюсь с местными клубами для гомосексуалистов и лесбиянок.
- В фильме есть постельные сцены - как их снимали?
- Я первый раз в своей жизни снимала постельную сцену и совершенно не знала, что делать. Мы с оператором придумали такой прием: наклонить кровать, чтобы появился эффект невесомости - как будто герои - мужчины - очень легко перекатываются по ней. Актеры снимались полуобнаженными, а это всегда поднимает тонус на площадке. Женя Коряковский все время меня спрашивал: "А когда мы будем снимать фрикции?" Наконец, когда мы все отсняли, я решилась у него спросить: "Жень, а что такое фрикции?" И узнала, что это, оказывается, самое главное. Так что самого главного в фильме и нет. А когда мы снимали самую откровенную сцену - она снималась последней, - актеры никак не могли решить между собой, кто же из них будет сзади. Поэтому она получилась немного абстрактной - как танец.