12 июля 2002 года стало знаменательным днем в истории борьбы канадских геев за свои права. Верховный Суд провинции Онтарио единогласно признал, что действующее федеральное законодательство о семье и браке, исключающее однополые пары, противоречит Конституции 1982 года и Декларации о правах человека 1985 года.
Суд признал, что (а) определение "брака" относится к федеральной юрисдикции; (б) в стране нет закона, запрещающего однополые браки; (в) Канада пользуется устаревшим правилом, основанным на определении британского суда в 1866 году, что "брак - это союз мужчины и женщины". Суд посчитал, что данное правило противоречит статье 15 Декларации о правах человека, провозглашающей равенство (Верховный Суд Канады неоднократно подчеркнул, что ст. 15 запрещает дискриминацию на основе сексуальной ориентации).
Судьи провинции Онтарио опровергли позицию федерального правительства, декларирующую, что основной функцией брака является деторождение, биологически невозможное в однополом партнерстве и привели многочисленные примеры бездетных гетеросексуальных семей, а также семей гомосексуалов, в которых воспитываются дети от прежних браков или усыновленные дети. Судьи также заявили, что "правительство не представило убедительных доказательств в поддержку действующего дискриминационного по отношению к геям и лесбиянкам законодательства".
Несмотря на полное взаимопонимание в ключевых вопросах, судьи разошлись во мнении, как исправить данную ситуацию. Так, судья ЛяФорм (LaForme) считает, что регистрация однополых браков должна быть разрешена немедленно. Судья Смит (Smith) выразила мнение, что Парламент должен разрешить этот вопрос в течение двух лет, и если он не предложит никакого решения, то заинтересованные стороны смогут снова обратиться в суд. Судья Блэйр (Blair) согласился с мнением коллеги (Смит) и заключил, что при бездействии со стороны федерального Правительства и Парламента, по истечении двух лет определение "брака" будет автоматически изменено (на "союз двух человек") и тем самым распространится на однополые союзы.
Важно отметить, что как адвокаты, так и суд скептически отнеслись к предложению создать специальную систему регистрации гомосексуальных союзов (как это происходит в Финляндии и Германии). Даглас Эллиотт, защищавший интересы однополых пар, обвенчавшихся в одной из протестантских церквей Торонто, высказал мнение, что "равенство бывает либо полным, либо это уже не равенство".
Несмотря на очевидную необходимость решения вопроса об однополых союзах, Либеральное Правительство Канады решило оспорить решение Верховного суда Онтарио и подало апелляцию. Аналитики считают, что это связано с визитом в Торонто Папы Римского, а также со страхом потерять поддержку консервативно настроенного населения (60% пожилых людей и 51% жителей провинций Альберта, Манитоба и Саскатчеван высказались против узаконивания однополых союзов).
Напротив, подавляющее большинство канадской молодежи (65%) в возрасте от 25 до 34 лет высказалось в поддержку однополых браков. На региональном уровне поддержку геям и лесбиянкам выразило 54% населения провинции Квебек (39% "против") и 51% жителей Атлантического и Тихоокеанского побережья (40% "против").
Станет ли Канада страной, где геи и лесбиянки смогут узаконивать свои отношения наравне с "натуралами", теперь зависит от апелляционного суда Онтарио. В процессе голосования население Онтарио разделилось поровну (48% "за" и 48% "против"): "за" - жители крупных городов, студенты вузов, люди с высшим образованием, а также премьер-министр Онтарио Ерни Ивс (принадлежащий к Прогрессивно-Консервативной партии).