Тем, кто в свое время видел "Служанок" в постановке Романа Виктюка, представится возможность почувствовать разницу: в середине апреля в помещении московского Театра им.Пушкина состоится показ одноименного спектакля, который привезут из Франции, с родины автора знаменитой пьесы Жана Жене. Дорогу парижским "Служанкам" уже проложил режиссер спектакля Альфредо Ариас (Alfredo Arias) - всего на один день он заскочил в российскую столицу, дабы устроить "промоушн" предстоящему визиту своей труппы "Groupe TSE".
Аргентинец по происхождению, Альфредо Ариас объявился в Париже в 1969 году, где сумел создать не только собственную труппу, но и стать яркой фигурой французского театра. Его постановки, изощренные, вызывающие, пластически насыщенные и исполненные скрытого мистического смысла, притягивают публику как магнит. С триумфальным успехом в прошлом году прошла в Париже и премьера "Служанок".
По словам режиссера, он лично был знаком с Жаном Жене, который собирался снимать его в своем фильме. И хотя картина так и не была снята, встречи с Жене оставили неизгладимый след в душе Ариаса. Так, обратившись к "Служанкам", он вспомнил о том, что автор хотел, чтобы женские роли исполнялись мужчинами, которые бы разыгрывали женственность без женщины. "Я решил, что роль мадам буду играть сам", - говорит Ариас и добавляет, что в первую очередь он режиссер, а не актер. Примечательно, что в создании образа мадам он опирался на личные впечатления, которые сохранил с детства, наблюдая жизнь родных теток.
Знатоки французского театра называют Альфредо Ариаса французским Виктюком - не только из-за любви к пьесе "Служанки". Аргентинский эмигрант еще в 70-х покорил парижскую публику пряными музыкально-драматическими действами и с тех пор пользуется постоянным пристрастным вниманием критики и публики. Он работал и в частных театрах, и в альтернативных, ставил для престижного Авиньонского фестиваля, но всегда сохранял верность труппе TSE, вместе с которой когда-то перебрался из Буэнос-Айреса. Ариас признается, что комфортнее всего чувствует себя в музыкальной стихии. Он поставил несколько опер и сейчас готовит несколько музыкальных проектов.
Перед гастролями парижского театра Groupe TSE, организованными Французским культурным центром, Альфредо Ариас ответил на вопросы корреспондента "Коммерсанта" Романа Должанского.
- Жана Жене у нас принято считать апологетом порока и запретных мужских желаний. Для многих его личность и поныне остается загадкой. Вы были знакомы с Жене?
- Да. В нем было удивительное сочетание зрелости и любви к игре. Ему никогда не изменял специфический юмор, и поэтому он всегда сохранял дистанцию по отношению к собственным сюжетам. К театру Жене относился двойственно: с одной стороны, очень скептически, с другой - с огромным доверием к уникальной поэтической природе театра.
- Жене настаивал, что в "Служанках" должны играть только мужчины. Вы частично нарушили его просьбу: роль Мадам играете сами, а собственно роль служанок доверили женщинам. Что вас толкнуло на мысль об этой пьесе?
- Моя семейная история. У меня было две тети. Их мама сделала все возможное, чтобы они не вышли замуж и всю жизнь остались рядом с ней. В тетках была та же самая внутренняя подчиненность, которая есть в служанках Жене. А когда мать стала старой и бессильной, тетки сами наделили ее воображаемой властью. При этом они постоянно проигрывали сценарии своей жизни после смерти матери. Мне кажется, такие чувства - в природе человека, и Жене очень точно описал это состояние.
Публикуюется с сокращениями по МК #79 2002 и Коммерсант # 62 2002