На Эдинбургском фестивале исполняется опера венгерского композитора Петера Этвеша "Три сестры", основанная на одной из самых известных пьес Чехова, все женские партии которой исполняют мужчины, сообщает газета "Известия".
По мнению музыкальных критиков, замысел композитора лишен скандальности и намека на гомосексуальность. Нет в нем и обращения к практике барочной оперы, где пели кастраты-сопрано: скорее, композитор заставил своих актеров примерить на себя амплуа "оннагата" - актеров театра Кабуки, играющих женские роли. Сложные взаимоотношения чеховских персонажей приобретают как бы надполовой характер, где речь идет уже не столько о любви мужчины к женщине, сколько о любви как чистой сущности.
Этвеш несколько нарушил геометрию семейного трио, посвятив первый акт Ирине, третий - Маше, а второй - не Ольге (в спектакле она скорее напоминает старушку Ларину), а брату Андрею, дав при этом яркую роль его жене Наташе, которую поет экстравагантный негр-травести Гэри Бойс. Мужчины-сестры очаровательны и поэтичны - особенно Ирина, чью партию с пассивной нежностью исполняет московский певец-сопрано Олег Рябец. Помимо пения в опере Этвеша есть немало разговорных реплик, которые контртенора произносят своими обычными мужскими голосами, что еще более остраняет их образы.
Петер Этвеш не первый композитор, использовавший в опере чеховский сюжет. По мотивам "Трех сестер" в 1991 году в Перми была поставлена опера Александра Чайковского "Сестры Прозоровы", в 1999 году на Мюнхенской биеннале была представлена опера Владимира Тарнопольского "Когда время выходит из берегов". Возможно, когда-нибудь наше театральное руководство сочтет своего зрителя достаточно подготовленным, чтобы показать оперу "Три сестры" и на родине Чехова.