Недавно в тюрьмах Липецкой области началась беспрецедентная для России акция по профилактике СПИДа - в аптечных ларьках в местах лишения свободы начали продавать презервативы. Одновременно заключенным стали читать лекции о том, как защитить себя от ВИЧ-инфекции.
В конце 80-х годов, когда СПИД еще только появился в СССР, всех инфицированных, оказавшихся за решеткой, тюремное начальство просто изолировало. Сегодня в российских тюрьмах содержится уже около тысячи носителей смертоносного вируса. И поэтому в недрах МВД родилась мысль построить для ВИЧ-инфицированных преступников специальную тюрьму. Но у этой идеи оказалась несчастная судьба. Сначала правоохранительные органы в целях экономии решили построить совместную зону для ВИЧ-инфицированных и туберкулезников. Когда об этом узнали российские специалисты по СПИДу, они пришли в ужас. Дело в том, что вич-инфицированные заражаются туберкулезом быстрее, чем любой другой болезнью. И "спидо-туберкулезная" тюрьма могла превратиться в настоящей лагерь смерти для ВИЧ-инфицированных.
Тогда решили все же строить отдельную зону, но против нее стали возражать местные жители. Предполагалось устроить такую зону в республике Коми. Но обитатели тех мест во главе с региональными властями восстали против этой идеи. Они мотивировали это тем, что выходящие из тюрьмы люди часто селятся недалеко от мест заключения. А иметь у себя настоящее ВИЧ-поселение в Коми, как и в других регионах, не захотели.
Проблема тем временем приобретает все большую остроту. Ни для кого не секрет, что в тюрьмах между заключенными происходят гомосексуальные половые контакты, являющиеся одним из главных способов передачи вируса. Кроме того, смертельный вирус уже прочно обосновался в среде наркоманов, которые рано или поздно попадают в тюрьмы. А вместе с ними в места заключения проникает и ВИЧ-инфекция. Таким образом, места лишения свободы могут стать в ближайшие годы еще одним рассадником инфекции.
В некоторых регионах тюремные власти пытаются решать проблему ВИЧ-инфекции весьма любопытным способом - под тем или иным предлогом они досрочно выпускают ВИЧ-инфицированных на свободу. Директор федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский рассказал нам об одном из своих пациентов, известном в столице мужчине-проститутке. За те десять лет, что он наблюдался у столичных специалистов по СПИДу, он три раза попадал в тюрьму. Сначала за кражу кредитной карточки у одного из своих высокопоставленных клиентов, потом за махинации с валютой и, наконец, за перевозку наркотиков. За все эти преступления он получал большие сроки, но всегда освобождался досрочно, как сказал г-н Покровский, именно по причине инфицированности.
И пока только в Липецкой области местные тюремные власти пошли по пути, принятому во всем мире. А именно: не называя имен ВИЧ-инфицированных, информировать остальных заключенных о наличии в зоне вируса, продавать контрацептивы и читать специальные лекции о том, как защитить себя от СПИДа. Эти лекции в липецких тюрьмах сегодня очень популярны. "Зекам ведь нечего делать, - сказал нам г-н Покровский, - и когда к ним приходят и рассказывают о презервативах и сексе, они с удовольствием слушают".
В других регионах липецкий опыт пока поддержки не нашел. Сегодня тюрьмы находятся в процессе передачи из МВД в Министерство юстиции. В МВД к липецкой инициативе относятся отрицательно, а в Министерстве юстиции нам отказались комментировать ситуацию, мотивируя это тем, что процесс передачи еще не завершен. В столице специалисты Московского городского центра по профилактике и борьбе со СПИДом обращались в городские тюрьмы с предложениями читать лекции и продавать презервативы, но безрезультатно. Столичное руководство тюрем считает такую практику пропагандой гомосексуализма. "Неужели мы должны продавать презервативы гомосексуалистам", - возмутились в больничном отделении крупнейшего СИЗО города "Матросская тишина". где, поданным г-на Покровского, в отдельной камере содержатся около 30 ВИЧ-инфицированных. Сославшись на мнение начальника СИЗО, нам официально заявили, что ни лекций, ни презервативов у них нет и не будет.