Из года в год здесь наблюдается одно и то же: девушки верещат в зале во время спектаклей и на улице, ожидая появления звезд и надеясь получить автограф. Причиной столь бурной реакции зрительниц является вовсе не очередной бойз-бэнд и не красавчик вроде молодого Ди Каприо. Публика приветствует актрис, выступающих в Такарадзука ревю: единственном в своем роде музыкальном театре, где все роли - в том числе и мужские - исполняются женщинами.
По большому счету, Такарадзука - это великолепное, может быть даже лучшее в мире, драг-кинг-шоу. С богатыми декорациями, оркестром, шикарной сценой и световыми эффектами. И показывают в этом шоу мюзиклы европейской и американской направленности, иногда приправляя репертуар чем-то сугубо национальным - из истории. Этакий японский Бродвей с вариациями на тему. Наверное, удивляться тому, что подобное ревю появилось именно в Стране Восходящего Солнца, не приходится: в конце концов, все мы знаем о существовании театра Кабуки, где играли только мужчины. Да и в Европе в шекспировские времена подобные вещи никого не удивляли, поскольку были в порядке вещей.
Свое название шоу получило благодаря железнодорожной линии Такарадзука, ведь его создателем был Ичизо Кобайаши, промышленник, со временем превратившийся в политического деятеля, который осваивал эту железнодорожную ветку в туристических целях. Чтобы привлечь побольше зрителей, он решил организовать ни на что не похожее шоу, которое заинтересует публику, а та, в свою очередь, ринется покупать ж/д билеты, чтобы попасть в пригород Осаки и посмотреть на то, как очаровательные японские девушки будут петь и танцевать в мюзиклах западного "разлива", исполняя в том числе и мужские роли. Никакой лесбийской подоплеки в этом не было, наоборот: Кобайаши-сан заботился исключительно о морали. Дело в том, что в 1914-м году, когда на сцене Такарадзука ревю был поставлен первый спектакль, в Японии подобные представления не устраивались. Причина была проста: в каждом мюзикле рассказывалась история любви с обязательными объятьями и поцелуями, а публичное проявление чувств в стране было запрещено. Поэтому основатель ревю справедливо посчитал, что если обниматься и целоваться на сцене станут женщины - о чем, конечно же, будет известно зрителю, - это воспримется как нечто невинное и дозволенное.
Будучи грамотным бизнесменом, Кобайаши понимал, что западное влияние все больше проникает в поры традиционной японской культуры, и публика жаждет новых развлечений американского образца. Препятствием на пути к этому стала общественная мораль, в результате чего выход из положения пришлось искать самому. Уже упоминавшийся театр Кабуки Кобайаши считал устаревшей классикой, поэтому решил сделать то же самое - только на современный лад и с женщинами, полагая, что подобное шоу будет тепло принято широкой аудиторией. И не прогадал.
Спустя 10 лет после создания труппа обрела такую популярность, что обзавелась собственным театром. Сегодня Такарадзука - культовое явление японской сцены, посмотреть его постановки ежегодно собирается до двух с половиной миллионов зрителей. И большинство поклонников ревю составляют женщины, причем далеко не лесбийской ориентации. Основной принцип шоу остается незыблемым: все роли на сцене исполняют только актрисы - никаких актеров! Мужчины могут работать здесь хореографами, постановщиками, проводить кастинг, но появляться на подмостках права не имеют.
Половина актрис театра специализируется исключительно на женских ролях - это амплуа называется "мусумэяку" (в дословном переводе - "роль дочери"). Другая половина актрис - это "отокояку" ("мужская роль"), что говорит само за себя. "Отокояку" носят короткие стрижки и даже за пределами сцены одеваются в костюмы мужского покроя, потому что это уже стало своего рода трейд-марком.
Набор в труппу суров: перед тем, как получить право выступать на сцене, девушка в течение двух лет обязана отучиться в Музыкальной школе Такарадзука, которая считается одной из самых престижных школ, преподающей искусство мюзикла, в мире. Ежегодно желание прослушать курс этой школы изъявляют тысячи молодых женщин со всей Японии. Там их обучают музыке, вокалу и танцам, после чего около 50 лучших учениц заключают с ревю семилетний контракт. Причем, в течение года все студентки обучаются совместно, и лишь к концу первого курса разделяются на "мусумэяку" и "отокояку". Будущие исполнительницы мужских ролей отбираются по фактуре - более высокому росту, - внешности, которая должна быть несколько андрогинной, и тембру голоса - альту или контральто. После того, как производится отбор, "отокояку" запрещается носить длинные волосы и женскую одежду, а в классе они обязаны называть себя только в мужском роде.
Сегодня в Такарадзука ревю ставятся самые разные спектакли - от исторических мюзиклов, посвященных великим баталиям прошлого, до современных постановок, в которых "отокояку" предстают в виде юношей с прическами а-ля Элвис или Джеймс Дин, частенько украшая себя в стиле Либераче. Блестящие пиджаки, стразы и перья - обычное для шоу дело. Многие японские леди считают "отокояку" настоящими денди и полагают, что именно так должен выглядеть идеальный мужчина.
Не удивительно, что с некоторых пор в прессе все чаще муссируются слухи о том, что в Такарадзука ревю выступает немало лесбиянок, которые крутят закулисные интриги. Особенно якобы популярны романы между "мусумэяку" и "отокояку". В 1935 году Японию потрясло двойное самоубийство актрисы из Такарадзука Саийо Эрико и ее мужеподобной поклонницы Матсуды Ясумаре: все говорили о страстном романе между женщинами, который был несчастным по определению, поскольку общественные табу не допускали существования лесбиянок в социуме. Со временем эта история превратилась в нечто вроде трагической легенды, придающей театру дополнительный шарм и флёр. И стоит ли говорить, что для современных японских лесбиянок Такарадзука превратилась в настоящую отдушину, хотя, как уже упоминалось, большинство поклонников этого шоу - вполне гетеросексуальные и замужние дамы в возрасте от 25 лет и старше, которые приходят сюда посмотреть на... идеальных мужчин: красивых, романтичных и талантливых.
Фрагменты спектаклей Такарадзука ревю