Многие латиноамериканские художники-геи часто используют собственные работы, чтобы проиллюстрировать желание сексуального и политического освобождения. Зачастую они комбинируют традиции с личным восприятием действительности, чтобы таким образом заставить общество принимать их такими, какие они есть.
Несмотря на прогресс, достигнутый за последние годы, гомосексуальность остается довольно закрытой темой в традиционных латиноамериканских культурах. Наум Сенил (Nahum B. Zenil) - один из горстки открытых художников-геев, работающих в Мексике. Его стиль получил известность в 80-ых годах прошлого века. Сегодня он - один из ведущих художников страны.
Среди повторяющихся тем в работах Сенила - его отношения с семьей, двойственные чувства, которые он испытывает к католицизму и его представления о месте гомосексуалов в консервативной мексиканской культуре.
На протяжении многих лет художник активно выступает за предоставление геям равных прав в мексиканском обществе. Наум Сенил играет видную роль в Circulo Cultural Gay - гей-организации действующей в Мексике с начала 80-ых годов прошлого века. Он является одним из основателей Semana Cultural Gay ("Неделя гей-культуры") - ежегодной выставки, которую проводят с 1987года в "Museo Universitario del Chopo" (Музей искусств, принадлежащий Национальному Университету). Помимо этого Наум Сенил оказывает поддержку многим художникам, чьи работы имеют отношение к проблемам сексуальной самоидентификации.
Почти все работы художника - автопортреты. Сенил открывает себя, как объект исследования, сосредотачивая пристальный взгляд зрителя непосредственно на своем лице и теле. Он также часто изображает своего партнера - Герардо Вилчиса (Gerardo Vilchis). В произведениях Сенила Вилчис, как правило, играет роль компаньона или "ангела - хранителя".
Сенил открыто отвергает традиционные латиноамериканские моральные нормы, эротизируя мужской член. Автор использует этот прием, чтобы выразить уникальное смешение религиозных и светских концепций, отражающее его внутренний мир. Его творчество - способ избавится от давления общества, подвергающего его остракизму. Художник чувствовал это давление на протяжении всей жизни - и на родине, в маленьком мексиканском городке Чиконтепес (Chicontepec), и даже в относительно либеральной социальной атмосфере мексиканской столицы. Картина "Esperar la hora que cambiará nuestra costumbre no es fácil" служит выразительной иллюстрацией социального статуса гомосексуала в консервативном мексиканском обществе. За колючей проволокой художник сидит нагим на стуле в оборонительной позе: притягивает колени к груди и обнимает их руками.
Работы Сенила, как правило, не рассчитаны на пассивное восприятие зрителем. Наум Сенил использует творчество, чтобы напомнить зрителям, что он является, независимо от этнической принадлежность или сексуальной ориентации, прежде всего человеком - таким же, как и они сами.
"Я всегда чувствовал, что зрителю необходим глубокий анализ моих работ, чтобы принять меня и мой образ жизни.... В своем творчестве я пытаюсь наладить связь между членами общества и собой. Я думаю, что ключ к этой интеграции - любовь к людям и ко всему сущему, и я хочу, чтобы мое творчество было отражением этого чувства," - говорит Наум Сенил.
Источники: