Окончание. Начало >>>
Для своей последней выставки, проходящей сейчас в Мадриде, они превратили пространство галереи Helga de Alvear в сауну Amigos. На входе зрителей встречают стопка банных полотенец с вышитым логотипом Amigos и набор "презерватив-смазка-попперс". В первом зале зритель попадает в раздевалку: в приоткрытом шкафчике можно увидеть вещи офисного клерка, сидящего на обезболивающих, а на скамейке лежат оставленные кем-то джинсы Levi’s, носки и белые трусы Calvin Klein (к слову, в одном из интервью Ингар Драгсет рассказал, что во время их отношений с Элмгрином, нижнее белье у них было общим).
Инсталляция "Зеркало"
Парилка окутана клубами дыма в синем свете. В середине стоит сделанная в натуральную величину копия статуи Фавна Барберини, одного из шедевров эллинистической эпохи, на протяжении многих веков поражавший всех непристойностью своей позы. К его запястью прикреплен катетер, в который поступает кровь. Кажется, что сауна вот-вот была оставлена посетителями, они где-то близко, и стоит сделать несколько шагов и найти нужную дверь, чтобы попасть на разнузданную оргию с самыми красивыми парнями города. Эффект присутствия стопроцентный, но невозможность получить катарсис начинает фрустрировать зрителя, заставляя включить его фантазию.
Вопросы, связанные с ощущением утраты и упущенных возможностей постоянно находятся в центре внимания художников. Одной из лучших работ, поднимающих этот круг вопросов, является масштабная (и очень депрессивная) гиперреалистичная инсталляции "Зеркало" (The Mirror) в галерее Victoria Miro в 2008 году. Художники превратили пространство выставочного зала в гей-клуб, где провели одну вечеринку накануне вернисажа. Пришедший на выставку зритель обнаруживал лишь темные залы, где по-прежнему работали световые приборы, на полу валялся уже разбитый дискобол, был смонтирован диджейский пульт, а все вокруг было замусорено бычками и пивными бутылками - не было только тех, кто все это сделал. Помимо очевидного вывода о том, что работа является реакцией на пандемию СПИДа, она анализирует сегодняшнюю ситуацию перераспределения социальных связей, вызванную постепенным переносом межличностной коммуникации в онлайн - будь то Одноклассники, Facebook или Love.Gay.Ru.
Самый известный их проект - Мемориал гомосексуальным жертвам эпохи нацизма, - установлен в Берлине в 2008 году напротив созданного Питером Айзенманом Мемориала памяти убитых евреев Европы. Этот последний состоит из 2711 бетонных объемов разного размера. Элмгрин&Драгсет же взяли только один объем - аналогичный по пропорциям, материалу и цвету айзенмановскому - и разместили внутри него монитор с черно-белой короткометражкой. Ее режиссером выступил Томас Винтерберг, чей фильм "Торжество" получил приз жюри на Каннском кинофестивале в 1998 году, а оператором - Робби Мюллер ("Танцующая в темноте", "Кофе и сигареты").
Видео "Целующиеся юноши" в Мемориале гомосексуальным жертвам эпохи нацизма
Зритель видит поцелуй двух молодых людей, снятый на том же месте, где сейчас стоит этот памятник. Одновременно запись может смотреть только два человека, что, по замыслу авторов, должно создавать "особенную интимную атмосферу в ситуации столкновения с поэтическим, эмоциональным моментом поцелуя двух мужчин". Ясность этой сцены и "прямое" изображение однополых отношений являются решающим для понимания смысла памятника, подразумевая, что принятие другой сексуальной ориентации - это вопрос не только осуществления гражданских прав, но также вопрос бытовой толерантности в ежедневных ситуациях.
Впрочем, у памятника сразу же появились противники. Немецкий феминистский журнал "Эмма" развернул кампанию против этого видео, считая, что поцелуй двух мужчин является ущемлением прав и заслуг женщин. Планировалось, что каждый год будет устраиваться конкурс, по итогам которого будет меняться видео. Однако, из-за административных накладок в правительстве Берлина, этого пока не случилось.
В январе 2011 года было объявлено, что Элмгрин&Драгсет выиграли конкурс на временную скульптуру для Четвертого постамента на Трафальгарской площади в Лондоне. Позолоченная фигура маленького мальчика, сидящего на лошади-качалке, будет установлена дуэтом в 2012 году. Окруженный уже признанными, взрослыми героями, изображения которых занимают три соседних постамента, этот мальчик напоминает и о потенциальных возможностях любого из нас, и о том, что все мы когда-то были детьми.