Атилла Ричард Лукакс (Attila Richard Lukacs) известен многим - одна из его картин висела в интерьере Брайана Кинни, героя культового сериала "Queer as Folk". Однако, с точки зрения карьеры в арт-бизнесе, судьба художника сложилась не так успешно.
Атилла родился в 1962 году в Канаде, в венгерской семье. Он окончил художественный институт и, как многие его сверстники в то время, уехал из провинциальной Канады в Берлин. Там в книжных лавках и на блошиных рынках молодой художник черпает вдохновение и находит те самые образы, благодаря которым за очень короткое время становится звездой европейского искусства: его впечатляют открытки и фотографии нацисткой Германии.
Героями его картин становились обнаженные и полуобнаженные наци-скинхеды и американские военные, написанные в натуральную величину в лучших традициях европейской живописи - от Караваджо до Гойи. Работы были сдобрены недюжинной иронией и очевидной гомоэротикой. Это был тот случай, который Ярослав Могутин в своем легендарном тексте "Сексуальность фашизма", рассказывая о Томе оф Финланде (Tom of Finland), сформулировал следующим образом: "Идеологический контекст нацистской символики и униформы не значил для него ровным счетом ничего, по сравнению с тем эстетическим и сексуальным эффектом, который они оказывали на него и на зрителей".
Последовал коммерческий успех (цены на его работы достигали 120 000 долларов, что по тем временам было огромной суммой) и интеллектуальный - в 1992 году его пригласили принять участие в выставке documenta, самом престижном форуме современного искусства в мире, проводимом раз в пять лет в немецком Касселе.
На пике карьеры в 1996 году он переезжает в Нью-Йорк, надеясь завоевать американский художественный рынок. Но его крупноформатная фигуративная живопись никого не интересует, и отказы от дилеров и галеристов следуют один за другим. Разочарованный этими неудачами, в 2001 году он разрывает отношения с арт-бизнесом, перестает рисовать и начинает принимать наркотики - сначала кокаин, потом метамфетамин, потом крэк, параллельно с этим делая огромные инсталляции из мусора.
В 2004 году режиссер Дэвид Вайсборд (David Vaisbord) снимает 70-минутный документальный фильм, фиксирующий две недели из жизни Лукакса, который в тот момент планировал перевезти свои работы в хранение и покинуть Нью-Йорк. Лукакс вспоминает те съемки: "Я позволял снимать ему с 9 утра до 5 вечера, потом съемочная группа уходила, и приходил кокаин".
Посмотрев получившийся фильм, то есть взглянув на себя со стороны, Лукакс понимает степень своего падения и все-таки уезжает из Нью-Йорка на Гавайи на курс реабилитации, закончившийся для него успешно. Там же он некоторое время преподает живопись детям, а потом и сам возвращается к занятию искусством, переехав в Канаду. Его новые работы по-прежнему огромных размеров, и он по-прежнему увлечен многофигурными полотнами титанов Возрождения, которых часто цитирует, его картины также полны сексуальных девиаций, агрессии, гомосексуальности и появившегося после наркотической зависимости интереса к сюрреализму.
На своих последних выставках он показывает поляроиды, которые использовал долгие годы в качестве фотоэскизов к своим работам, тем самым вписав себя в еще одну традицию современного искусства, к которой принадлежали и Энди Уорхол, и Роберт Мэпплторп и, конечно же, Фрэнсис Бэкон, оставившие после себя огромный корпус фотографий.