На поп-арт, соц-арт и прочий перфоманс современная художественная среда щедра. Неуспокоенная душа творца ищет новые формы постижения действительности и, как неотъемлемый факт, самовыражения. На Аполлонов Бельведерских и Венер Милосских просто так, без довеска со свежей изюминкой, почтенную публику нынче не затащишь, публика давно не дура и требует какую-нибудь "зимнюю вишню" или свежесмороженную "клубничку". Не иначе как из любви к искусству и просто из Любви произрастают многие программные направления изобразительного искусства Москвы, Питера и т.д., оглашая громкой песней либидо порядком одряхлевшее человечество. Это называется - влить новое вино в старые меха. Потому что в истоптанном вдоль, поперек и по диагонали мире изобрести что-то принципиально "нулевое" и абсолютно девственное почти невозможно, цивилизация давным-давно дефлорирована прогрессом, а для ее великовозрастной дщери, старой девы Культуры все петушащиеся, бойкие женихи поднадоели.
Истина - как ребенок, и если дети выползают из капусты и сваливаются из клюва аиста, то мать-истину можно найти в споре, в вине или - рифмую с напитком - в... недрах заведений типа "сортир". Видимо, в отправлении физиологических потребностей заключен некий сакральный смысл. Известно ведь с греческих времен, что всякое амбре - основной корм пернатых небожителей.
Туалет - образ собирательный, ведь природы - лучшая мастерская, а поскольку в урбанистических условиях натуры мало, ею выступают лифты, подъезды, перегородки в троллейбусах. Кто этим не баловался, скажем, в пору подростковой гиперсексуальности. И кто из нас, повзрослевших, хотя бы не слышал о старике Фрейде. А вот подойти к этому достоянию нации, не осчастливившему до сих пор Русский музей и Эрмитаж, неординарно и сугубо утилитарно догадались немногие. Посмотреть на шедевры "нетрадиционной" культуры проницательным взором, проявив чудеса смекалки и профессионализма, заручась вдохновением и позабыв о достойной усилий награде осмелились два художника, из "и т.д." - города Краснодара. Такая уж игра слов, случайный, но много говорящий символ. Этих испытателей и тореадоров с палитрой зовут Владимир Колесников и Дмитрий Качанович. Москва получила плоды их эксперимента с эстетизированными мужскими достоинствами кубанских казаков, графически имплантированными в маскулинные натуры времен античности и возрождения.
Искусство, вышедшее из толщ народа, как бы было возвращено к истоку, слепясь с ним самым причинным местом. Все вернулось на круги своя, и ДНК истории восторжествовала.
И было соблюдено целомудрие: античные формы от рук гениев облагородили всей мощью порнографический наивный центральный элемент. А заодно обрели то, что досель лишь стыдливо подразумевалось из былого страха инквизиции.
Триумф гармонии.
Эту предтечу точки в споре эротики и порнографии явила известная московская "Айдан Галерея" и ее отважная хозяйка Айдан Салахова, открывшая дверь мансарды постучавшим южным ходокам. Быть может, благодаря общим кавказским корням (певцы синтеза низовой и высокой культур - уроженцы черноморской Анапы).
"Айдан Галерея" сама по себе существует с 1992 года и снискала славу у богемы и разрозненных эстетов как экспериментальный полигон нетрадиционализма. Образно говоря, галерея ориентирует посетителей на две ментально-неистребимые вещи: сбросать чадру восточного ханжества, и барский халат академических догм. То, о чем писала Анна Юматова: "Когда б вызнали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." Иными словами - для художника годится любой материал, потому что он всего лишь материал: обезличен и безоценочен с точки зрения бытующей в данный момент нравственности. В конце концов, таковым для большевиков был сам этнос, народ. И ничего, экспериментировали, уподобя себя Юпитеру, не знающему непозволительного. Бедному художнику исторически дано большее право. Да и объективно тоже. Ему и анатомические карты в руки.
Дмитрий и Владимир молоды, одному - 25, другому - 28 лет. Оба закончили Кубанский университет, а Владимир до этого еще и художественное училище. Начинали с абстрактной живописи, потом перешли на концептуальные проекты. Почуяв силы и возможности, сработавшись за эти годы (пять лет совместной учебы тоже срок), замахнулись на большее. Идея эксперимента с современными фаллическими автографами нашла поддержку и научное обоснование, у психологов. Так что на основе их "моцартовского" баловства - замечу, что слово "моц" сильно напоминает слово "поц", от коего "пацан", то есть старинное южно-морское обозначение члена, ну а слово "арт" объяснять не надо - можно делать эволюционно-сексологическйй срез общества. Обилие настенной фаллической продукции - примета нашего времени: двадцать лет назад, например, преобладали женские гениталии, а десять лет назад - примитивно отображенные безвестными рисовальщиками акты гетеросексуальных совокуплений. С приходом в оное искусство возможного явным признаком патриархата (лучше поздно, чем никогда) заметно выросло качество исполнения. В иные образцы далекие от пошлости краснодарцы просто влюбились - сугубо как художники, конечно. "Избранное" народа запечатлелось на 150 фотографиях, дав обильную фактуру для эксперимента. На эти 150 вариантов мужских детородных органов нашлось лишь 20 женских. Это и определило половой выбор классической "натуры" для синтеза. Все это говорится затем, чтобы исключить подозрения в личной ориентации экспериментаторов. Если учесть, что у женской половины человечества, в том числе ее краснодарской части, тяга к порнографии практически отсутствует, то встает вопрос ориентации не художников, а всей мужской половины кубанской столицы. А Дмитрий и Владимир, как неисправимые следопыты, лишь невольно обратили на это внимание, заручась фотокамерой. Эксперимент - не сублимация, а констатация. По мнению художников и консультирующих их психологов, сие явление фаллоса народа не что иное, как возрастание нарциссизма этого народа.
Настоящий проект вызрел из предыдущего: вместо оригинальных рисунков Дмитрий и Владимир работали с графикой других художников (фантазии на их темы + живопись): на пюпитрах выставлялась в одном метре от стены графика кого-то, 50 х 50 см, а за ней фоном - живопись на ту же тему: 2м х 2м. Таким образом, изначально обыгрывался народный фаллический культ конца XX века.
Кое-что авторы выставить на родине успели, но их быстро укротили. Как не для протокола признался чиновник местного департамента культуры, есть на сей счет негласная цензура, которой официально и законодательно вроде бы сегодня нет. Их выставка побывала в Сочи: эффект художественной среды был предельно положительный, а краснодарская критика новаторов не поняла. Оно и понятие, что непонятно: край консервативный, в моральных устоях суровый, где вместо УК исторически господствует площадной кнут. Вот критики и не отступили от традиции. А публика сочла интерпретацию собственных безымянных творений эпатажем, детством и максимализмом (это, говоря очень-очень мягко). Ну да, да, одно дело жизнь, где какают и писают, и делают пих-пих, а другое дело музей, вернисаж и "сделайте нам красиво". Народ жаждет волшебного обмана, чтоб казаться лучше, чем он сам о себе думает. Старая перделка (пардон, переделка): художник и толпа не сошлись характерами. Не совпали во взглядах.
Не очень поняли кубанскую парочку с планшетами под мышками и в пресыщенной и вольной Москве, взлелеявшей диссидентство как таковое. И не где-нибудь в апартаментах г-жи Антоновой И.А., а в рассаднике контр-официозного соц-арта Марата Гельмана. "Айдан Галерея", впрочем, тоже была избирательна, озабоченная своей концепцией, искусства и собственной, хотя и родственной, эстетической линией. Тут худа нет: всякий меряет одежку по себе. Из восьми работ г-жa Салахова выбрала две, отвергнув планшеты и тексты психологов. Пусть, мол, искусство говорит само за себя. Иначе - "но коментс". Краснодарских гостей приветили еще и потому, что они пребывают, как оказалось, между питерской и московской школой. Пока громкие школы враждуют, несведущие станишники нашли звено примирения так, как его никто из обоих станов не "просек" в груде дел, суматохи явлений и блaгopoднoй и слепой ярости антагонистов. "Айдан Галерея" тем и известна, что представляет питерский нео, или новый русский классицизм и московское концептуальное искусство. Направления настолько несовместимые, что о свете в конце тоннеля никто тут думать не хочет. И галерея их мудро чередует и тем самым не дает "врагам" поубивать друг друга.
Айдан Салахова о проекте Колесникова и Качановича высказалась вполне по-адвокатски: "Искусство асексуально, или бисексуально, место эротического порыва занимает порыв вдохновения". Думаю, старик Зигмунд бы это оспорил, ну да ладно, мы все-таки не американцы. К слову, в галерее мирно находят себе место все сексуальные представители рисующе-пишуще-ваяюще-перфомансирующей братии (имеются в виду и сестры, разумеется). Сама г-жа Салахова - неоклассицист (их в Москве, "питерских последователей", двое, она и Анатолий Ж.). В апреле была открыта выставка работ Тимура Новикова, отца-основателя, петербургской школы, автора ее манифеста, 38-летнего художника-гея, к сожалению недавно ослепшего. Экспозиция "Российские императоры" - портреты на парче. К названным школам относятся Егор Остров, также гей, и Георгий Гурджелов - гей и бывший барабанщик группы "Кино", а также тандем Олега Маслова и Виктора Кузнецова - натуралов, работающих под геев в aкaдемической манере. Однако, гей-эстетика, завоевывает твердые позиции, господа. Было бы странно, если б фаллический цикл - с приложением к полотнам настенных оригиналов в фотоверсии на медной пластине - не пришелся к этому двору.
А в жизни Владимир Колесников и Дмитрий Качанович картины пишут по отдельности, зарабатывают коммерческой интерьерной живописью и в принципе не примыкают ни к какому движению. В Краснодаре на сей счет информационный голод, все новости о коллегах, галереях и галеристах узнаются из запоздалых журналов ПТЮЧ и ОМ, которые из-за "желтого" налета далеки от солидности, насущной растущему творцу. Это по их собственному признанию.
"Самое интересное мы сделали вместе - четыре выставки в Краснодаре, - сказал по телефону Владимир. - Мечтаем переехать в Москву". Видимо, эту мечту комментировать уже не обязательно. Можно только хулиганисто топнуть ногой, хлобыстнуть ладошкой по закоркам микельанджеловского Давида (впрочем, почему бы и не по аппетитным ягодицам) и на казачий манер выдать:
Из Европы мужики,
Не теряйте кутаки!
А не то вам кутаки
Присобачат казаки!
Не впервой, чай, забугорных щеголей и щеголих шугать бравым ребятушкам с бо-ольшой сексуальной потенцией!