Среди того, что внесла в мировую культуру Финляндия, можно выделить Яна Сибелиуса (Jean Sibelius), муми-троллей и художника, о котором страна хотела вспоминать меньше всего. Имя Тоуко Лааксонена (Touko Laaksonen), возможно, не покажется вам знакомым, а если вы не знаете и гомоэротического искусства, его альтер эго - Том оф Финланд (Tom of Finland) - тоже может для вас ничего не значить.
Однако вы почти наверняка знакомы с созданным им стилем: пантеоном байкеров, мужчин в кожаной одежде, лесорубов и звезд родео, которые определили имидж гей-мачо 1970-х годов.
Том родился в 1920 году в Турку, Культурной столице Европы этого года. Турку - пятый по величине город Финляндии, в котором сохранился в хорошем состоянии замок, самый старый в стране собор и статуя Свиноутке. Но едва ли город можно считать настолько культурно богатым, что он может игнорировать наиболее известного в мире художника, родившегося в этих местах.
Ранние гомоэротические рисунки Лааксонена, рисовальщика-самоучки, появились на свет под воздействием его службы в вооруженных силах Финляндии. После войны он работал в рекламе, но в 1956 году началась его другая карьера. Американский журнал "Physique Pictorial", предназначенный для бодибилдеров, но, в основном, популярный среди геев, опубликовал на своей обложке рисунок Лааксонена, где был изображен красавец-лесоруб.. Редакторы подписали работу "Том оф Финланд" (Том из Финляндии - этот псевдоним Лааксонену никогда особо не нравился), и американский журнал стал основным местом публикаций работ художника.
В 1973 году художник смог переехать в Калифорнию и жить исключительно на доходы от продаж своих эротических рисунков. Несмотря на то, что Музей современного искусства в Нью-Йорке содержит в своей коллекции несколько работ Тома и что они были показаны на Венецианском биеналле, финны не спешили радоваться успехам своего земляка. Это не так удивительно, учитывая, что гомосексуальность в Финляндии была вне закона до 1971 года, а однополые партнерства были разрешены лишь в 2002 году.
Художественный директор фестиваля "Турку - культурная столица Европы" Суви Иннилья (Suvi Innila) признает, что решение о показе работ Тома было непростым. "Сначала я не была уверена, что подобные работы можно включить в экспозицию мэйнстримового культурного фестиваля, - говорит она. - Но потом, когда я увидела качество оригинальных рисунков на бумаге, сомнений не осталось. Он, без сомнения, наиболее выдающийся и влиятельный художник, родившийся в этом регионе. Сама мысль проведения Года культуры в Турку без упоминания о нем была невозможной".
Возвращению Тома домой содействовала художественная организация из Ливерпуля "Homotopia", которая организовала первую в Великобритании выставку его работ, а также Фонд Тома оф Финланда (Tom of Finland Foundation) из Лос-Анджелеса, который предоставил другие работы.
Хотя Том публиковал свои работы в Америке, в его рисунках ощущаются скандинавские мотивы, в которых заметно выделяются краеугольные камни финской культуры - любовь к сауне и сосискам. Несмотря на весьма откровенное содержание некоторых его работ, эта экспозиция не будет спрятана от зрителей. Ее можно будет посмотреть весь год в Логомо, бывших ремонтных мастерских, переделанных в выставочные залы, ставших основным местом проведения мероприятий Года культуры в Турку. Ожидается, что залы посетят более 50 000 человек, и, по мнению куратора выставки Гари Эверетта (Gary Everett), геев среди них будет, вероятно, чуть меньше половины.
"Когда мы впервые показывали работы Тома в Ливерпуле, 55% посетителей составили гетеросексуальные женщины, - говорит Эверетт. - Я думаю, женщин раскрепощают работы Тома, так как они дают им шанс увидеть мужчин в таких аспектах, в которых на протяжении столетий изображали женщин".
И все же, искусство это или порнография? Дерк Денер (Durk Dehner), основатель Фонда Тома оф Финланд и близкий друг художника, настаивает на том, что это и то, и другое. "Том - уникальный случай: его работы можно найти как в мэйнстримовых галереях, так и в порномагазинах. Большая их часть представляет собой материал для мастурбации, который надо прятать под кроватью, но они выходят и роскошными фолиантами, которые можно положить на столик в гостиной для всеобщего обозрения".
Рисунки, представленные на выставке, весьма скромны по своим размерам и, в основном, выполнены карандашом. Они показывают, что Лааксонен был от природы одаренным рисовальщиком, который умышленно ограничивал свой диапазон. И все же он создал стиль, который навсегда изменил западную культуру.
"Том создал нечто вроде пантеона скандинавских богов, - говорит Денер. - До Тома на геев смотрели как на женоподобных изнеженных мужчин. Он был первым, кто изобразил геев как мачо, гордых и самоуверенных".
К концу жизни Тома его рисунки приняли более мрачный оттенок: секс стал безрадостным и появилось новое дополнение - презерватив. "В последних работах ощущается глубокая печаль, - говорит Денер. - После распространения СПИДа Том испытывал сильную вину. Он дал людям уверенность, что можно идти и заниматься сексом так, как им это нравится, и он начал задумываться, а не был ли он частично ответственен за то, что отправил всех этих молодых людей на смерть".
И все же, через 20 лет после смерти художника его влияние велико как никогда. "Если вы когда-нибудь покупали трусы от Calvin Klein, видели рекламу Levi's или выступление Фредди Меркьюри (Freddie Mercury), вы попали в мир Тома оф Финланда, - говорит Денер. - Его невозможно избежать. В том смысле, что сегодня мы все - мужчины Тома".