Называемый биографами "наиболее провокационным живописцем в современной Индии", Бхупен Кхакхар (Bhupen Khakhar) (1934-2003) прославился своим ярким панорамным картинам, объединяющим элементы традиционного индийского искусства с современными темами. Многое в творчестве Бхупена Кхакхара связано с его сексуальной ориентацией. Картины Бхупена Кхакхара являются источником вдохновения для многих индийских художников геев.
Бхупен Кхакхар родился в 1934 году в Бомбее в семье небогатого ремесленника. Его отец умер, когда Бхупену было четыре года. Первоначально, Кхакхар пытался сделать карьеру в коммерции - выучившись на бухгалтера, он в течение нескольких лет успешно работал на этом поприще. Однако вскоре он начал чувствовать неудовлетворенность выбранной сферой деятельности и, вопреки мнению родных, поступил в 1962 году на кафедру изящных искусств университета города Вадодаре (Vadodara).
В 1960-70-х годах кафедра изящных искусств университета Вадодаре была основной движущей силой в возрождении индийского изобразительного искусства. Кхакхар начал изучать арт-критику, но позже нашел живопись более привлекательной. Рисовать он начал относительно поздно - свои первые картины Кхакхар создал в возрасте 30 лет.
Его ранние работы в основном содержат образы индийской популярной культуры - изображают образы, людей или ситуации; все они передают ощущение неподвижности, одиночества и недоступности. Эти работы Бхупена Кхакхара, ставшего впоследствии одним из самых передовых живописцев современной Индии, составляют наименее интересную часть его творчества.
Живя в Индии, Кхакхар сохранял свою гомосексуальность в тайне от семьи и большинства друзей. "Я очень стыдился своей сексуальной ориентации. Я не хотел, чтобы о ней стало всем известно. Я был готов покончить с собой, если бы мои друзья узнали, что я - гей".
Его мнение изменилось после посещения Англии в 1979 году. В этой европейской стране Бхупен увидел, что человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией может быть принят обществом, как и всякий другой. В эти годы выработалось направление творчества, в котором автор работал всю оставшуюся жизнь. После посещенная Великобритании мужская гомосексуальность стала основной темой большинства картин Кхакхара. Английский художник Тимоти Химан (Timothy Hyman) характеризует Кхакхара, как "возможно наиболее провокационного живописца в современном искусстве Индии". Работы Кхакхара, поднимающие тему мужской гомосексуальности, зачастую основаны на собственном опыте художника: "Я попробовал исследовать и отобразить мир гомосексуалов, поскольку я знаю и понимаю его". Благодаря поездке в Англию художник, наконец, смог "обрести себя" и получить международное признание намного раньше, нежели у себя на родине.
Исследование Кхакхаром темы гомоэротизма очевидно в картинах "You can't please them all" (1982) и "Two Men in Banaras" (1982). Так, в последней автор изображает сексуальные действия между мужчинами на фоне городского пейзажа. Темой картин "Seva" (1986), "Intimacy" (1993) и "Green Landscape" (1995) стали людей, участвующих в разнообразных гомосексуальных действиях.
В 80-е годы в работах Кхакхара традиционные индийские художественные элементы начинают сочетаться с современными темами. В картине "Yayati" (1987) Кхакхар интерпретирует сцену из древнего индийского эпоса - "Махабхараты" (Mahabharata).
Кхакхар часто рисовал близких ему людей, в частности своего постоянного партнера - Валлавбхаи (Vallavbhai). Ему посвящены работы "Man Wearing Red Scarf" (1981) и "My Dear Friend" (1983).
Художник не отрицает, что его искусство долго шло к зрителю: "Были времена, когда ни одна индийская галерея не хотела выставлять или продавать мои работы. Даже сегодня мои картины исключены из собраний нескольких галерей. Они исключают мои работы не потому, что бояться критики, а потому что тема моих картин - до сих пор табу в индийском обществе. Некоторые мои работы галереи не принимали под тем предлогом, что молодежь, увидев их, может получить неправильные представления о сексе".
В 1984 году Бхупен Кхакхар был удостоен правительством Индии престижной премии Padmashree. Его работы до сих пор пользуются популярностью и выставляются по всему миру: от Музея Современного Искусства в Нью-Йорке до Британского Музея в Лондоне.
Бхупен Кхакхар умер от рака 8 августа 2003 года в Вадодаре, штат Гуджерат, Индия.
Источники: