Может ли композитор-гомосексуал написать 15 опер и при этом ни в одной из них не обратиться к теме однополых отношений? Вероятно, если бы он всю жизнь скрывался, жил в "нормальном" браке, лишь изредка поглядывая на мужчин, то мог бы. Но для великого британского композитора Бенджамина Бриттена, 37 лет прожившего со своим партнером, это просто нереально. С самого начала своей творческой деятельности он проявлял особый интерес именно к гомосексуальным пластам музыки и литературы. И опера "Поворот винта" тому яркий пример.
Повесть Джеймса была написана в 1898 году. Это "страшная" история или "история о призраках" - такие опусы были особенно популярны в конце ХІХ - начале ХХ веков. Рассказ ведется от лица обезумевшей героини и, как считается, события - плод ее больной фантазии. В опере же действие перенесено в реальную жизнь, а психологические портреты героев, их внутренние переживания, мистическая атмосфера, ощущение тайны, ужаса, полутона пленяют воображение и будоражат мысль. Новый поворот событий - как поворот того самого винта в аппарате для пыток: боль, мучения, страх, смерть одного из героев.
Действие оперы происходит в типичном английском поместье среди болот и туманов - такие пейзажи отлично показаны в советской версии "Собаки баскервилей". Недавно устроившаяся сюда на работу гувернантка вскоре понимает, что призраки умершего лакея Питера Квинта и его любовницы мисс Джессел захватили власть над сознанием детей-сирот Майлса и Флоры. Квинт видит в мальчике послушного друга, которого хочет лишить невинности. В один из моментов оперы призрак имеет все шансы достичь цели. Мисс Джессел ревнует Квинта к мальчику и сама пытается заполучить Флору для развеивания скуки. Гувернантка вступает в борьбу с силами зла.
Музыкальная палитра и перепитии событий оперы наполнены массой необъясненных деталей, позволяя зрителям самим делать выводы, самим строить предположения, где явь, а где вымысел, существуют ли призраки и так ли они страшны, наконец, так ли все явно - где добро, а где зло.
"Поворот винта" - произведение камерное, оно не требует огромных залов, гигантских оркестров и хора. Ткань произведения мало мелодична, в ней нет запоминающихся слащавых мелодий, которые половина зала напевала бы под нос, выходя из театра. Но эта музыка воедино слита с действием. Она не только сопровождает, но и дополняет его, обогащая дополнительным смыслом, характером, настроением.
Мировая премьера оперы состоялась в Венеции 14 сентября 1954 года. Историю воплотила на сцене Английская Оперная группа - коллектив, с которым Бриттен был тесно связан на протяжении 40-50-х годов и которому он ее изначально посвятил. Оформил спектакль замечательный художник Джон Пайпер. Участниками исторической премьеры стали известные певцы Питер Пирс (спутник жизни Бриттена), Дженифер Вивиан, Джоан Кросс, Арда Мандикян, Олайв Дайер, Дэйвид Хеммингс. Дирижировал сам автор.
"Поворот винта" довольно часто ставился в различных оперных театрах Европы и Америки, чего нельзя сказать о СССР и постсоветском пространстве. Впервые российский зритель смог увидеть оперу осенью 1964 года, когда Английская Оперная группа привезла ее в Москву и Ленинград. Тогда оркестром дирижировал автор. В 1984 году в постановке Святослава Рихтера и Бориса Покровского "Поворот винта" был представлен на "Декабрьских вечерах" в Москве, а в 1985 году - в Ленинграде, где состоялось концертное исполнение в Малом зале Филармонии. В 1990 году на сцене Кировского театра историю о призраках продемонстрировала Английская Национальная опера (постановка Джонатана Миллера - Дэйвида Ритча). 29 ноября 2001 г. на сцене Эрмитажного театра состоялась премьера новой постановки оперы (постановщик Ирина Черкасова, дирижер Дамиан Иорио). А в 2003 году спектакль Екатеринбургского экспериментального театра (режиссер Илья Можайский - дирижер Дмитрий Лузин) был даже номинирован на премию "Золотая Маска".
В последний раз "Поворот винта" был поставлен в Киеве весной 2005 года силами Guidhall School of Music and Drama (Лондон) и Национальной музыкальной академии Украины в рамках II Международного музыкального фестиваля Kyiv Festival 2005. Постановка осуществлена в традиционно-реалистическом стиле режиссерами Стивеном Медкафом и Василием Вовкуном. Точное следование либретто, детальная проработка всех мизансцен, максимальное использование пространства сцены (и даже зрительских и осветительских лож) - отличительные черты этого спектакля.
Сценическое решение самой "животрепещущей" сцены: Майлс лежит в своей кровати лицом к зрителям, за ним Квинт. Напевая на ухо мальчику необходимость злодейства, он рукой проводит по всему телу Майлса...
Дирижировал Клайв Тиммз. Исполнители партий: Селеста Лазаренко (Гувернантка), Чарли Матон (Майлс), Эйолуф Эйолуфсен (Питер Квинт), Сюзанна Андерсон (Флора), Леня Сафиропулу (миссис Джессел) и Жоана Сеаре (мадам Гроуз). Зрители тепло приняли спектакль. Шквал оваций вызвала работа совсем юного 12-летнего Чарли Мантона, достойно справившегося с техническими трудностями вокала. Он сам был настолько поражен успехом спектакля, что по-настоящему расплакался на поклонах.
Есть надежда, что данная постановка останется в репертуаре Оперной студии Национальной музыкальной академии Украины, хотя партии будут исполнять уже украинские солисты. И если так случится, есть смысл хотя бы раз ее посетить.