Can we trust you, mortal boy?
Can I trust you, mortal boy?
You say, you love me - oh, sure you do - ,
but what exactly does this affirmation mean?
I do not have the slightest notion,
no idea of what you understand by "love"
and other terms as worn-out
such as this old song and dance,
you call romance.
Quite different flowers grow indeed
in my small semantic garden ... -
so, let us see, if your good vow
is more than just some chemical imbalance.
Is it worth the air you breathe,
or will it be just another waste of time with you?
What I call "Love, precious and true",
would you refer to this as sin,
or crime and all that silly crap?..Sopor Aeternus, "Consider This: The True Meaning Of Love"
Могу я верить тебе, смертный мальчик?
Ты говоришь, что любишь меня, - о, конечно, говоришь,
Но что, в сущности, значит это заявление?
Я ни имею ни малейшего понятия,
Что ты подразумеваешь под "любовью"
И прочими избитыми словами,
Такими, как эта старая песня и танец,
Который ты называешь романтическим.
Очень разные цветы растут
В моем маленьком саду смыслов...
Так дай нам увидеть, больше ли твой обет,
Чем некоторый химический дисбаланс.
Ценен ли воздух, которым ты дышишь,
Или это будет лишь очередное убивание времени с тобой?
Когда я скажу "Любовь, драгоценная и настоящая",
Последуешь ли за этим как за грехом,
Или преступлением, или все это чушь?..
Первое, что подумает человек, разбирающийся в современных поэтических и музыкальных направлениях, прочитав этот текст, это "Готика!". Первое, что сделает человек не разбирающийся в подобного рода направлениях, но желающий быть в курсе, о чем идет речь, прочитав слово "готика" - обратится в Интернет за объяснением этого термина в современном дискурсе, и увидит вот что:
Готическое мировоззрение является комплексным понятием, которое достаточно сложно описать. В целом, его можно характеризовать, как склонность к "темному" восприятию мира, некий романтико-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).
Также характерной чертой большинства готов является особое, полуромантическое восприятие смерти. Также характерными чертами готов являются "артистичность" и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов творчества).
Описание весьма и весьма совпадает с описанием среднего гомосексуального подростка - повышенно ранимого, не приемлющего стереотипы и стандарты, добровольно изолирующего себя от общества, стремящегося к самовыражению, дабы доказать свое право на существование. Этим и объясняется стремление многих гомосексуальных подростков присоединиться к течению готов. Впрочем, мы привели лишь общее описание, не все так просто. Согласно все тем же материалам из Интернета, андрогинность готов подразумевает бесполость, но не асексуальность. А что из этого следует? Разумеется, свободные нравы в любви, способность любить как мужчин, так и женщин, почти поголовная бисексуальность большинства готов и частая гомосексуальность среди прочих. И такие мальчики-не мальчики, как автор песни "Consider This: The True Meaning Of Love" ("Обдумай это: настоящее значение любви") и еще многих подобных текстов.
Автора песни зовут (по крайней мере, он так утверждает, а уж что написано у человека в паспорте - его личное дело) Анна-Варни Кантодеа, а группа его полностью называется Sopor Aeternus and the Ensemble of Shadows. "Sopor Aeternus" можно перевести с латыни как "вечный сон" или "сон смерти" - классических готический штамп, привлекающий поклонников своей загадочностью. А вот с "the Ensemble of Shadows" ситуация посложнее. Ансамбль Теней - в сущности, это и есть состав группы Варни, рассказывающего так: "Ансамбль Теней существует столько, сколько я себя помню. Он всегда был, он по-прежнему всегда меня окружает, но я никогда не находил сил создавать что-то самостоятельно... К сожалению, мы не знаем имена всех духов, поэтому в названии мы написали "Ансамбль Теней", чтобы почтить их благодарностью и оказать им честь, которую они заслуживают!". Запутанное объяснение, для человека, не знающего истории жизни Анны-Варни, ничего не значащее. Значит, пришла пора узнать.
Представьте себе обычного немецкого ребенка неопределенного пола. Школа, которая диктует свои правила (вспомним Pet Shop Boys, хоть и не по стилю: at school they taught me how to be... but everything I long to do - it’s a sin!, в школе мне говорили, кем надо быть, но все, что бы я ни делал, было грехом). Мама, которая хочет видеть сына сыном, а не странным подобием дочери. "Женщина, котоpая давала мне пищу, одежду и побои" - так сказал о ней сын впоследствии. В шесть лет под анестезией ребенок якобы "перенес внетелесный опыт" и провел последующие четырнадцать лет своей жизни в состоянии глубочайшей депрессии - в "театре семи кругов ада". А потом его, по собственным словам, вытащили из нее духи, Ансамбль Теней, готовые через него передавать во внешний мир музыку, слова, тайные знания. Варни хотел поделиться миссией с близким человеком - в 1989 году в его жизни появился некто Хольгер. Встреча в клубе "Negative" во Франкфурте прошла в лучших традициях гомосексуальных групп: "Варни, друг, это Хольгер, он тоже хочет делать музыку, хотите вместе?". А дальше - три года попыток, но не действий.
Работать не хотелось - хотелось писать музыку. Чтобы писать музыку, нужны были инструменты. Чтобы обзавестись инструментами, нужно было сначала обзавестись деньгами. А для этого надо было сначала работать. А деньги были нужны и чтобы жить вообще. Последнюю собственность - ударную установку - Варни и Хольгер продали в 1990 году. С тех пор музыку ребята создавали только в голове. Но верные наставники, Ансамбль Теней, избрали Варни не слушателем, но передатчиком их песен. И в 1992 году один из знакомых разрешает Варни записаться на его аппаратуре. И вот - появляется первая часть "Undead Trilogy: Blut der Schwarzen Rose (Немертвая Трилогия: Кровь черной розы)" под названием "Es reiten die Toten so schnell (Мертвые несутся так быстро)". Варни рассказывает, что была и вторая, "Rufus on my lips (Руфус на моих губах)", и третья, "Till time and times are done (В ожидании часа и время пришло)", в которых очень много рассказывается об Ансамбле Теней, но, увы, эти части - тайна, покрытая мраком. После записи демо их композиций попадают в несколько сборников. Варни получил возможность передавать музыку Ансамбля Теней - а вот Хольгер не выдержал испытания, отвлекая Варни от миссии. Где сейчас бывший второй лидер группы Sopor Aeternus, общественности неведомо.
В 1994 году под маркой лейбла "Apocalyptic Visions" выходит дебютный альбом Sopor Aeternus and the Ensemble of Shadows - сначала безымянный, но позже получивший имя "Ich töte mich jedesmal aufs Neue, doch ich bin unsterblich, und ich erstehe wieder auf; in einer Vision des Untergangs (Я убиваю себя каждый раз заново, но я бессмертен и снова воскресаю; в видении упадка)". А вот теперь стоит отдельно описать альбомы Варни, очень разные, хоть и выполненные в одном стиле - ведь каждый альбом, если смотреть с точки зрения психологии, выражает вовсе не тайные знания Ансамбля теней, а внутреннее состояние автора, связанное чаще всего с проблемами гендера и однополой любви. Кстати, отдельно отметим, что тексты песен Кантодеа пишет на международном английском, родном немецком, вечной латыни, а иногда даже на французском!..
Дебютный альбом - самый мрачный, пропитанный болью и смертью, даже обложка его оформлена фотографиями костей и мумий. По сравнению с ним второй, "Todeswunsch - Sous le Soleil de Saturne (Жажда смерти: Под Солнцем Сатурна)", со своими песнями о сладостном суициде, кажется детской игрушкой. Во втором альбоме Варни жаждет избавления, спасения от проблем мира, в первом в избавление он еще не верит. Душа Варни болит за всех и каждого, а в особенности - за природу, и потому в 1995 году он выпускает сборник "Jekura - Deep the eternal Forest (Джекура - Труднодосягаем Вечный Лес)", на котором представляет всего две песни Sopor Aeternus ("Tabor C'alan O'itana", "Dio Narap") и две песни своего сайд-проекта, "White Onyx Elephants (Белые ониксовые слоны"). Все средства от его продажи были пожертвованы Oro Verde - организации, занимающейся охраной и сохранением тропических лесов.
1995 год стал для Варни чем-то вроде перехода на новый виток. Именно в этом году он начал активно подчеркивать свое стремление сменить пол, а отвлечься от своих переживаний ему помогало творчество - "Sopor Aeternus" выпустили в один год три (!) альбома. Третьим диском стал мини-альбом "Ehjeh Ascher Ehjeh (Я есть то, что я есть)" - название является одним из основных постулатов Каббалы, и назвал его так Варни просто "для понта" или чтобы подчеркнуть свое гипотетическое увлечение Каббалой - неизвестно. Верный хранитель тайных знаний Ансамбля Теней всегда умел окружить себя ореолом мистической таинственности, а к 1997 году сделал массу намеков на то, что давно уже подвергся операции по смене пола!.. Но в самом девяносто седьмом Варни признался, что оперироваться не будет...
Он стал называть себя Anna-Varney Cantodea. Имя "Varney", которым гот стал называть себя еще в период отношений с Хольгером, а то и раньше, скорее всего, взято из серии книг неизвестного автора "Вампир Варни". Анна - древнееврейское женское имя, означающее "благо", "благодать", если придерживаться точки зрения о каббализме Варни, то, несомненно, он взял это имя для стабилизации своего внутреннего, духовного состояния. А "Cantodea" можно перевести как "певица". Анна-Варни - конфликт женского и мужского в носителе этого имени, Кантодеа - род его деятельности. "Чтобы понять полное значение имени, а также всего остального, что мы пытаемся выразить, необходимо слушать с открытым сердцем! Но большинство людей неспособны слушать с открытым сердцем. Кто знает, может быть, я должен быть за это благодарным, поскольку Sopor Aeternus - это эксгибизионизм моей души!"- говорит об именах Анна-Варни Кантодеа, назвавшая (назвавший?) свое творчество "интровертным эксгибиционизмом".
А еще интровертный эксгибиционист Варни в 1997 году определился, как ему называть себя. Североамериканские индейцы племени навахо применяли для определения человека со многими душами термин "существо пятого рода". Согласно этой концепции, мужчина является существом рода первого, женщина - второго, женщина в мужском теле - третьего, и четвертого - мужчина в женском. Говоря проще, Варни стал называть себя самым обыкновенным бигендером. Но при этом новоиспеченная Анна-Варни называла себя гетеросексуальной женщиной. Кто же тогда записал следующий альбом "Sopor Aeternus" - гетеросексуальная Анна или "вампирический" Варни? Во всяком случае, альбом назывался "The Inexperienced Spiral Traveller - Aus dem Schoß der Hölle ward geboren die Totensonne (Неопытный путешественник по спирали - Из лона ада родилось Солнце Мертвых)", и описывал его автор как "путь из тьмы к голубому свету, который он начал видеть духовным зрением". Вот вам и капитальная перемена в творчестве - определившись со своей бигендерностью, гот отказался от идеи суицида в надежде на новую жизнь... но впоследствии когда-то убежденный в появлении лучшего своего альбома Варни назвал его худшим...
Но не только "лучший-худший" альбом был создан Вечным Сном и Ансамблем Теней в тот год. Альбом ремиксов "Voyager: The Jugglers Of Jusa (Путешественник - Жонглеры Ю-Са)" оформлен лишь лицом Анны-Варни, единственным макияжем которого служит выражение отчаяния... а песни в нем подобраны так, что почти все тексты демонстрируют ненависть поэта к своему мужскому телу. Название соответствует содержанию: "Ю-Са" означает принцип "Юпитер-Сатурн" - извечное единство и борьба противоположностей.