Девять мифов о самой медийной поп-звезде нашего времени и их полное опровержение.
Принято считать, что Мадонна - королева поп-музыки. Уже почти 30 лет все издания пишут о ней примерно одно и то же: рифмуют ее имя с сексом, утверждают, что Мадонна - плохая актриса, но чрезвычайно успешная певица, называют ее лучшим ньюсмейкером в мире. Но так ли это? На самом деле почти все, что известно о певице Мадонне, - это журналистские клише. Или то, что сама Мадонна очень хочет, чтобы о ней думали. А вот - правда.
1. Мадонна - королева поп-музыки
Что значит "королева поп-музыки"? Самая продаваемая поп-певица в мире? Враки! Согласно рейтингам американского Billboard, синглы Мадонны попадали на первое место всего 12 раз, а, например, Мэрайя Кэри оказывалась со своими синглами на первой строчке 18 раз, то есть чуть реже, чем рекордсмены The Beatles (20 раз). Бесспорным победителем Мадонна является только в "танцевальном чарте" Billboard - на первом месте она оказывалась 37 раз чаще, чем кто-либо другой с 1974 года. А вот рекорд-лейбл Мадонны Live Nation (он же тур-агент и все остальное) хочет ее на 30 миллионов меньше, чем хип-хопера Jay-Z - с певицей они подписали контракт на 120 миллионов долларов, а Jay-Z обещали, по сообщению газеты The New York Times, 150 миллионов - лишь бы согласился.
2. Мадонна = секс
Секс с Мадонной закончился примерно в начале 90-х годов прошлого века - тогда же, когда она выпустила книгу со своими эротическими и полупорнографическими фантазиями. Мадонне уже давно за 50, у нее бицепсы, как у легкоатлета, она мать двоих детей, третьего усыновила, весь мир видел ее во всех позах. Сегодня захотеть оказаться с ней в постели может только не самый здоровый человек - ну, например, ее бывший супруг-бузотер Гай Ритчи. К тому же какой секс после детских сказок, которые Мадонна теперь пишет? Конечно, Мэдж до сих пор готова раздеваться для публики, но факт в том, что это уже не секс, а ее профессиональная обязанность. Да и у нынешних тинейджеров давным-давно другие секс-идолы.
3. Мадонна - законодательница трендов
Мадонна никогда не придумывала новое, а только перерабатывала старое или брала популярное. Большинство ее образов - это калька с других знаменитостей, будь то Мэрилин Монро, Эва Перон или Мария-Антуанетта. Прогрессивный звук альбомов - заслуга саундпродюсеров: Уильяма Орбита ("Ray Of Light"), Мирвэ Ахмедзаи (Music), Стюарта Прайса ("Confessions on the Dancefloor") и теперь вот Фаррелла Уильямса и Тимбаланда ("Hard Candy"). Активно использовать вокодер, меняющий голос, Мадонна стала после громкого успеха песни Шер "Believe". Ребенка из страны третьего мира догадалась усыновить после того, как это несколько раз сделала Анджелина Джоли. Йога и Каббала, разумеется, прекрасно просуществуют и без Мадонны. Список можно продолжать долго. Тем не менее у Мэдж есть бесспорный талант окружать себя талантливыми людьми и брать от них по максимуму. Другое дело, что это часто заканчивается плохо для тех, с кем она работала.
4. Работа с Мадонной - это счастливый билет
А где все эти люди, которым Мадонна обязана? Уильям Орбит, продюсер "Ray of Light", видимо, от греха подальше ушел в неоклассическую музыку. Мирвэ Ахмедзаи, продюсер провалившегося "American Life", оказался никому не нужен и теперь продвигает во Франции малоизвестную арабскую певицу. Мэри Ламберт, которая сняла почти все клипы Мадонны 1980-х, включая "Material Girl" и "Like a Prayer", теперь прозябает на фильмах категории "Б". Затянув на свой лейбл Maverick певицу Аланис Мориссетт и группу The Prodigy, Мэдж, похоже, оказала им медвежью услугу - пластинок-прорывов у них с тех пор не было. Бывший муж Гай Ритчи за время супружества не снял ни одного удачного фильма, а стоило ему развестись, как свет увидел мегаприбыльный блокбастер "Шерлок Холмс". А журналист респектабельного глянца Vanity Fair вообще предположил, что Бритни Спирс сошла с ума как раз после того, как поцеловалась с Мадонной взасос на сцене - слюна у Мэдж, что ли, ядовитая.
5. Мадонна - лучший ньюсмейкер
На самом деле удивить кого-нибудь Мадонна теперь сможет, только если окажется, скажем, законспирированной представительницей иноземной цивилизации мудрых ящериц. У Мадонны откровенно закончились темы для новостей: со многими секс-символами, включая геев, она уже переспала, детей нарожала и всех, кого возможно, уже возмутила и спровоцировала. Судя по сюжетам последних новостей о певице - французский поцелуй с танцовщицей из собственного кордебалета и нецензурная брань в эфире BBC, - Мадонне теперь остается только повторять саму себя.
6. У Мадонны лучшие видеоклипы
В 2002-м, когда после политскандала телеканалы отказались показывать ее клип "American Life", критикующий войну в Ираке, Мадонна собственноручно урезала бюджет на проморолики. Теперь они у нее не дороже и, увы, не интереснее, чем у других поп-звезд. Люку Бессону, который снял для нее "Love Profusion", руки оторвать стоило бы - такая там скучная компьютерная графика. Беспардонно шаблонные "Hung Up" и его сиквел "Sorry" пусть Мадонна смотрит сама. "4 minutes" запоминается только из-за одного спецэффекта, а так - середняк.
7. Мадонна собирает стадионы
Как оказалось, не везде, то есть не в России. Отечественные СМИ были уверены, что Мадонну у нас очень ждут, но полупустой зал в Лужниках во время ее концерта в 2006 году и билеты, которые мало кто хотел покупать, даже когда на них снизили цены, говорят сами за себя. Зато раньше российские журналисты утверждали, что Мадонна к нам никогда не приедет, а теперь могут с чистой совестью писать: "Не очень-то и хотелось".
8. Мадонна - плохая актриса
Легко сказать. Но ради справедливости - у Мадонны как минимум шесть удачных ролей в кино. Комедия "Отчаянно ищу Сьюзен" (1985), где юная Чикконе изобразила саму себя - ужасно одетую, вульгарную хулиганку, стала хитом проката именно благодаря этой полуавтобиографической роли. В 1990-м Мадонна оказалась очень к месту в экранизации комикса "Дик Трейси" - сыграла "роковую красотку", имя которой - Breathless Mahoney - переводится одновременно и как Дух Захватывающая Махоуни, и как Безголосая Махоуни - похвальная самоирония. В псевдодокументальной ленте "Правда или вызов / В постели с Мадонной" (1991) певица опять же очень убедительно изобразила саму себя. Ей также хорошо удаются эпизодические комические персонажи - бейсболистка-итальянка с говорящим именем Мэй Мордабито в "Их собственной лиге" (1992) и "поющая телеграмма" в арт-хаусе "С унынием на лице" (1995). А за главную роль в мюзикле "Эвита" (1996) Мадонна вообще получила "Золотой глобус" - вторую по престижности кинонаграду после "Оскара".
9. Мадонну знают все
Пару лет назад на форуме сайта imdb.com какая-то девочка опубликовала незабываемый пост следующего примерно содержания: "Мне 12 лет. Сегодня я впервые увидела по телевизору Мадонну. Мне понравилась ее песня, хотя я обычно слушаю другую музыку, а Мадонна больше похожа на мою маму, только одевается по-другому. Что еще из ее музыки вы посоветуете мне послушать?" Мадонну знают все журналисты, потому что надо же о чем-то писать. Мадонну знают почти все, кто смотрел телевизор в 1980-х и 1990-х годах. А вот знают ли ее нынешние тинейджеры? И зачем вообще им это надо?